В России учат так же плохо, как в Турции и Мексике

Читать в полной версии →
По результатам исследований, лучше всего математику знают финские школьники. Российские - гораздо хуже. Однако наши педагоги продолжают твердить, что отечественное образование находится на очень высоком уровне




Качество российского образования оставляет желать лучшего. Это еще раз подтвердили результаты исследования Организации экономического содружества и развития (OECD). Специалисты провели тесты среди школьников из 41 страны, чтобы выяснить, учащиеся какого государства лучше всего знают математику. Первое место в этом своеобразном рейтинге заняли подростки из Финляндии, второе – из Южной Кореи. Далее: Япония - на 8-й позиции, Франция - на 16-й, Германия - на 22-й, Польша - на 24-й. Российские школьники оказались лишь на 29-м месте, уступив, к примеру, ученикам из Латвии (26-е) и США (27-е). По соседству с нами расположились Турция. Индонезия и Мексика. Хуже всех математику знают школяры из Бразилии и Туниса.

Как оказалось, лучшие показатели в учебе демонстрируют те школы, в которых налажены хорошие отношения между учениками и учителями. В таких заведениях дети, как правило, заинтересованы в учебе и готовы прикладывать усилия для того, чтобы добиться хороших результатов.

Россия же оказалась практически "позади планеты всей" из-за сильного расслоения отечественной школьной системы. Если 20% наших средних образовательных учреждений (в основном гимназии и лицеи) показали уровень знаний значительно выше среднего международного, то остальные оказались полностью не готовы к испытанию. Хуже всего дела обстоят в сельских школах и училищах.

Причиной таких результатов, по мнению педагогов, является то, что российская школьная программа безнадежно устарела. "Зачем школьников пичкать программой первого-второго курсов мехмата или физфака? Гораздо разумнее развить их способности к восприятию, письменную, устную речь, математическую культуру и формировать информационную грамотность. Школа должна давать фундаментальные знания, чтобы ребенок смог применять их на практике",- считает директор Центра образования "Царицыно №548" Ефим Рачевский.

Однако значительная часть российских преподавателей отнеслись к результатам исследования весьма скептически. "То, что за границей плохо учат математике, мне вполне ясно. Я хорошо представляю себе уровень, допустим, американских детей. И знаю уровень наших детей. Так что все эти исследования - один сплошной большой знак вопроса", - заявил член-корреспондент Российской академии образования, директор Центра образования №109, заслуженный учитель России Евгений Ямбург.

Однако суровая статистика гласит, что только 37% россиян верят в возможность получения качественного образования в нашей стране. Все остальные считают, что это невозможно. По данным Фонда "Общественное мнение", почти половина россиян полагают, что качество образования сейчас, по сравнению с советскими временами, стало хуже. В последние годы растет количество тех, кто уверен, что качественное обучение необходимо для успешной карьеры.

Мария МОЛЧАНОВА |
Выбор читателей