Плохой Санта (Bad Santa)
США, 2003, 98 мин.
Режиссер: Терри Цвигофф
В ролях: Билли Боб Торнтон, Тони Кокс, Бретт Келли, Лорен Грэм, Берни Мэк
|
Но нынешний Санта даст всем тем двести очков вперед. Такого мерзкого типа в кинематографе не было давно. Это "нечто" настолько гнусно-обаятельно, что единственный вопрос – почему этот фильм не сделали братья Коэны, которые, правда, приложили руки в качестве исполнительных продюсеров. Тем более что и снявшийся в главной роли Билли Боб Торнтон человек им далеко не посторонний.
Медвежатник-алкоголик Вилли вместе со своим напарником карликом разработал довольно простую схему обогащения. Выручка любого магазина перед Рождеством увеличивается в разы. Народ сметает с полок все подряд, а сейфы пухнут от обилия зеленой бумаги. Напарники примерно за месяц до праздника внедряются в универмаг под видом Санты и его верного эльфа, присматриваются, заставляют всех привыкнуть к своему присутствию. В последний же вечер карлик отключает сигнализацию, а Вилли курочит сейф. Бабок хватает аккурат на год, после чего все повторяется. И так уже семь лет. Но герои отрабатывают каждый украденный миллион сторицей. Ведь почти месяц Вилли по восемь часов в день сажает на колени глубоко им ненавидимых сопляков, выслушивает их просьбы и даже почти всегда удерживается от матюгов и подзатыльников. Его маленький друг унижается в зеленом колпачке, ковыляя вокруг и криво улыбаясь. Как пел Карабас-Барабас: "Да, я готов унизиться, но лишь бы к сладкой цели хоть чуточку приблизиться".
Дабы скрасить мрачные будни, Вилли развлекается как умеет. Он пьет на рабочем месте. Причем по-черному. Он вступает в сексуальные связи (воздержимся от слова "трахает" – новогоднее кино все-таки) со всем, что движется. Если что не движется – двигает и вступает. Опять же прямо на рабочем месте – в примерочных кабинках универмага. На замечание со стороны менеджмента отвечает грубо, посылая всех на Северный полюс. Практически половину фильма вся интрига держится не вокруг того, поймают их или нет, а выгонят Вилли с работы за аморалку или дотерпят до конца.
Но кино-то американское! Поэтому всю дорогу, а особенно после появления на экране толстого тормозного мальчика, желающего подружиться с Вилли, ждешь, что вот-вот уже наш Санта проникнется духом Рождества, исправится, и проснется в его душе до этого крепко спавшее разумное, доброе, вечное. И когда до конца фильма остается совсем уже немного времени, наконец, к своей радости понимаешь, что это самое разумное-доброе не спит. Оно давно уже сдохло, протухло и воняет.
При всем при том наш Санта несет весьма ответственную функцию, дополняя или заменяя не справляющихся со своими обязанностями родителей и школу. Пока последние сюсюкают с детьми, втирая им в уши лапшу про доброго старика в красном, закидывающего в дом через дымоход подарки, Вилли борется с этим пошлым инфантилизмом, показывая детям уголок настоящего грубого взрослого мира. Ведь не может ребенок, посидев на коленях у в дупель пьяного, небритого обоссавшегося мужика с бородой набекрень продолжать верить в сказку. Это прививка, намек на будущий кошмар самостоятельной жизни.
Наши дети с этой точки зрения гораздо более счастливые. Прекрасно помню, как в 20-х числах к нам домой являлся заказанный родителями Дед Мороз. Был он весел и добродушен. Почти всегда в меру пьян (не ко мне ведь первому заглядывал). Но пьяный Дед Мороз – это еще ничего. Как-то раз, нацепив бороду, явилась тетка из ЖЭУ, которую я очень хорошо знал. Вот это был облом! Самый окончательный конец сказки. Готовый сценарий для кино. А ведь еще были кремлевские елки с бессмертным "Заболел ваш дедушка"...
С наступающим вас!
P.S. На языке оригинала фильм можно посмотреть в кинотеатре http://www.america-cinema.ru. А смотреть его нужно именно на английском – ни один переводчик не решится точно и полно перевести слово "FUCK", повторенное больше ста раз.