Жизнь и увлекательные приключения Модильяни

Читать в полной версии →
Что нам нужно от жанра biopick – красота, увлекательный сюжет или достоверность? Если все соединить невозможно, тогда, чтобы завоевать зрителя, берем за основу мысль: все художники – психи. И гоним

Модильяни (Modigliani) Великобритания – США – Германия, 2004 Режиссер: Мик Дейвис В ролях: Энди Гарсия, Эльза Зильберстейн, Омид Джалили, Эва Херцигова, Удо Кир




Собственно, что мы знаем о жизни великого Модильяни? Почти ничего. Потому что об этом гении если и писали воспоминания, то лишь его друзья – люди не самые объективные, вполне способные задаться вопросом (как некогда Шенберг написавшему о нем целый роман Томасу Манну) – это еще надо посмотреть, кто кому был современником.

В свое время единственная дочь величайшего живописца ХХ века, нашего героя, попыталась очистить биографию отца от романтической шелухи, но ей не очень-то это удалось. Да и кто хорошо помнил того Модильяни лично, кто с ним тесно общался... Жан Кокто и Анна Ахматова? Нет-нет, опираться на такие субъективные воспоминания режиссер и автор сценария Мик Дэйвис не стал. Этот человек известен тем, что якобы написал около семидесяти сценариев, в том числе (внимание!) сценарий продолжения "Девяти с половиной недель". Видимо, высшее достижение в карьере до нынешнего опуса. Как режиссер он дебютировал в 1999 г. романтической комедией "Матч" (The Match) с участием Пирса Броснана. Поэтому ничего удивительного, что рассказ о Модильяни у него получился таким.

Каким, спросите вы?

Ну, представьте, что мировая война закончилась и "ночная жизнь Парижа полна темных страстей и неконтролируемых желаний". В кафе "Ротонда", прибежище художественной элиты, мы находим столик, которому нет равного в истории: за ним сидят Пикассо, Ривера, Кокто, Сутин, Утрилло и, естественно, Модильяни. Перед нами история о жестоком соперничестве между людьми, чья зависть друг к другу подпитывается их талантом, их высокомерием и их страстями. Звать их Амедео и Пабло. Но этого мало.

Жанна Эбютерн была красивой молодой католичкой, чьей единственной виной, по мнению ее отца, было то, что она влюбилась в еврея. Движимый религиозным фанатизмом, отец Жанны тайно отправляет их дочку в отдаленный монастырь. Единственная реальная черта биографии этих не вымышленных героев, к тому же не позволившая, как я уже говорил, оставить дочурке хоть какие-то воспоминания о папе-гении.

А в это время Париж готовится к ежегодному состязанию художников. Премия – деньги и гарантированная карьера. До настоящего момента Пикассо никогда не участвовал в таком конкурсе, просто потому что он – Пикассо. По той же причине не принимал участия в состязании и Модильяни. Но сейчас последний загнан в угол – они с Жанной должны спасти своего ребенка. Опьяненный гневом, промокший под дождем, Модильяни врывается в кафе "Ротонда" и на глазах у Пикассо и остальных... записывается в участники состязания! Тогда Пикассо встает и тоже ставит свое имя. Париж охватывает возбуждение. И вот состязание начинается... Скорый поезд едет сквозь ночь, которая станет судьбоносной для всех участников. С наступление темноты художники остаются наедине с белыми холстами и начинают создавать свои величайшие произведения. Сутин пишет простой кусок мяса, Ривера – Фриду в бутылке, Пикассо – свою жену Ольгу (кстати, ее играет топ-модель Эва Херцигова). А моделью Модильяни станет – вы уже догадались – Жанна. Красавица Жанна. "Судьба будет оберегать эту великую ночь, а на следующий день раздаст карты, которые повлияют на всю их оставшуюся жизнь...". Так и вижу продюсеров, читающих этот текст, вытирающих навернувшиеся слезы и причмокивающих губами. Да, вот тут мы заставим этих идиотов-зрителей пищать от умиления, а вот тут они всплакнут над печальной судьбиной гения-раздолбая.

Ну что, понятно, о чем фильм? Понятно, как делается такой biopick? Причем учтите, перед нами не Голливуд, а европейский режиссер, шотландец по происхождению. Да все равно – не снимать же унылую ленту, где все будет "по правде"? Раз известно о Модильяни, что он умер от нищеты, алкоголизма и почти сумасшедшим, – будем доить эту тему без всяких отсылок к достойным примерам. Традиция менять имена и создавать собирательные образы хороша в литературе, Моэм там, тот же вышепомянутый Томас Манн.

А в кино зрителя надо заманить всеми доступными средствами: громкое имя, звезда в главной роли, побольше спецэффектов. Ну и что, пусть Энди Гарсия чуть не папы годится своему прототипу, умершему, как известно, вовсе не в результате драки, а от банальной в те времена чахотки в 36 лет. Зато привлечем в качестве местных красоток пускай бездарных актрис, но таких длинноногих...

Впрочем, у этого кино есть свои несомненные достоинства: фильм настолько неправдоподобен, что это даже мило. Художники в нем – живые люди, а вовсе не иконы. В этом есть своя сермяжная правда. Вряд ли стоит воспринимать гениев прошлого как каких-то поп-идолов. Пикассо в фильме – грубиян и жлоб, его играет комик Омид Джалили. Модильяни больше напоминает члена итальянского преступного клана – возможно, это отголоски роли Энди Гарсия в "Крестном отце-3". Про топ- модель, дочку электрослесаря и секретарши м-ль Херцигову, я уже сказал...

В сущности, перед нами миф о Художнике. И это – правильно. С точки зрения сборов, естественно. Как творится искусство, тем более такое, каким владел Модильяни? Он один из самых дорогих, если не самый на сегодняшний день дорогой художник в мире. Его картины если и продаются (их почти не осталось в частных коллекциях), то за рекордные суммы в десятки миллионов у.е., а почему – никто не ведает. Поэтому давайте придумаем всем этим людям, в том числе Пикассо, Утрилло, Сутину всевозможные психические отклонения, объясняющие обывателю необъяснимую притягательность их творчества. Чтоб они любили – как сорвавшиеся с цепи вампиры, дрались – как буйнопомешанные, ненавидели – как серийные маньяки, и чтобы над всем этим парили наркотический фимиам и сине-зеленый змий. Если уж нести культуру в массы – так по полной программе.

Да, чуть не забыл. Следующий фильм Мика Дейвиса будет называться "Paganini". Как написано в пресс релизе, это картина о скрипаче XVIII века Николо Паганини. Ждем-с.

Премьера – 16 декабря в кинотеатре "35 ММ"

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей