Русские всадники на немецкой земле

Читать в полной версии →
Выставка "Русский Мюнхен", открывшаяся в залах Государственной Третьяковской галереи, посвящена русским художникам, принимавшим участие в художественной жизни баварской столицы в начале XX века


Иллюстрация: Василий Кандинский. Импровизация 7



На протяжении XIX столетия немецкая художественная школа привлекала выпускников Российской Академии художеств. В середине позапрошлого века в России считалось хорошим тоном поучиться рисунку и живописи в одной из немецких школ. Многие известные художники, в том числе Шишкин и Боголюбов, ездили на стажировку в Дюссельдорф. Но уже спустя несколько десятилетий Дюссельдорф уступил пальму первенства Мюнхену. Кураторы выставки "Русский Мюнхен" намеренно ограничили рамки проекта концом XIX – началом XX столетия, временем наибольшей концентрации творческих связей мастеров обеих стран.

В конце XIX в. Мюнхен, наряду с Парижем, играл роль важнейшего художественного центра Европы. И если молодые живописцы, попавшие во французскую столицу, были покорены творчеством импрессионистов, то мюнхенская школа, отдававшая предпочтение так называемому "югенстилю", привлекала художников, тяготевших к модерну. В конце 1890-х в экспозициях Мюнхенского Сецессиона принимали участие Серов, Сомов, Кандинский. Выставка представляет основные этапы развития русско-немецких художественных связей в рамках мюнхенской школы.

Первый раздел выставки "Русский Мюнхен" посвящен произведениям, непосредственно участвовавшим в экспозициях Сецессиона и Мюнхенских международных выставках. Оказывается, в свое время в Германии побывали и знаменитая "Девочка с персиками" Серова, и "Над вечным покоем" Левитана, и "Святая Русь" Нестерова, и даже "Мартовский снег" Грабаря. На мюнхенский выставках получили всемирное признание Крамской, Коровин, Малявин, Рерих и многие другие русские художники. А в 1898 г. Левитан и Серов были официально избраны действительными членами Сецессиона. Кстати, в Мюнхене прошли детские годы Валентина Серова. Здесь же определилось его будущее как художника – первые уроки будущему мастеру давал Карл Кеппинг, живший по соседству с семьей Серовых. Рисунки тринадцатилетнего Валентина из частного собрания справедливо считаются одним из раритетов выставки.

Второй раздел экспозиции представляет творчество художников, учившихся в студиях Холлоши и Ашбе. Школа Ш.Холлоши была основана в 1886 г., школа А.Ашбе – в 1891-м. В обеих школах занимались приезжие из разных стран, в том числе и из России. Но широкая известность мастерской Ашбе среди русских началась с поступления туда нескольких сильных и очень активных учеников. У Ашбе занимались Кандинский и Явленский, Добужинский и Билибин, Грабарь и Кардовский. К Ашбе привозил полный состав учеников своей академической мастерской Архип Куинджи. У него бывали Валентин Серов и Илья Репин. С самых бедных русских студентов Ашбе не взимал плату за обучение, а некоторым даже помогал устроиться в Мюнхене. Так произошло и с нищим Петровым-Водкиным, который, не зная немецкого языка, в один прекрасный день появился на пороге его студии (по легенде, половину пути в Германию он проделал на велосипеде).

Впоследствии в своих мемуарах Михаил Добужинский обозначил специфику двух мастерских: Холлоши был ближе к импрессионизма, а принципы Ашбе вели к упрощению, геометризации форм, откуда шла прямая дорога в беспредметное творчество. Не случайно у Ашбе учились будущие основатели "Синего всадника".

Третий и главный раздел экспозиции знакомит зрителя с работами Василия Кандинского, Алексея Явленского, Габриэлы Мюнтер и Марианны Веревкиной. Вместе с немецкими единомышленниками они разрабатывали идеи экспрессионизма. Следуя заветам Ашбе, Кандинский первым сумел довести выразительность художественного языка до беспредметности и абстракции. Кроме того, он регулярно информировал русскую публику о событиях немецкой художественной жизни, привлекал ведущих русских мастеров на выставки "Синего всадника". И, что самое важное, живописные открытия самого Кандинского свершались в русле немецкой и русской художественных традиций, которые хитроумно переплетались в его творчестве. Кандинский и другие русские участники "Синего всадника" поставили перед живописью новые задачи и открыли широкий путь как русскому, так и немецкому авангарду. К сожалению, работы этих мастеров практически отсутствуют в фондах отечественных музеев. Восполнить пробел на выставке удалось благодаря помощи немецких коллег и частных российских коллекционеров.

Настоящее открытие выставки – иллюстрации Натальи Гончаровой к "Слову о Полку Игореве", стилизованные под средневековые миниатюры. Книга была издана в Мюнхене в 1924 г. тиражом всего в 100 экземпляров и давно уже стала библиографической редкостью.

Выставка "Русский Мюнхен", открывшаяся в канун новогодних праздников, торжественно завершает год культуры Германии в России.

Экспозиция открыта в ГТГ до 23 января

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей