Фото: intsys.msu.ru |
Леонид Ивашов: Если говорить о предрешенности выборов – а, видимо, именно так и есть, – то предрешены они не в Киеве и даже не во Львове. Предрешены в той сценарной стратегии, которую США и их сателлиты из НАТО проводят в отношении всего постсоветского пространства. Рухнул Советский Союз, и его наследие сегодня заглатывают хищники. Украина – самый лакомый кусок, один из наиболее весомых из наследия Союза. На Украине они начали работать с 1992 года. По нашим данным, там работало 10 различных фондов, институтов и общественных организаций. По крайней мере 4 из 10-ти являются филиалами ЦРУ. Например, Международный республиканский институт отчитывается, что с 1992 г. воспитал тысячи активистов в студенческой и профессорско-преподавательской среде в 14-ти областях Украины. Об этом же говорят и Фонд "Наследие", Институт демократической партии и т.д. То есть была разработана стратегия, которая, безусловно, корректировалась. Но сам сценарий воплощался в течение более чем 10 лет; он работает и сегодня. Россия же, к сожалению, не демонстрирует стратегической линии, одни декларации. Москва не обратила внимания на фразу Киссинджера: "Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции ее народов к объединению", не обратила внимания на высказывания Бжезинского, что нужно разорвать славянский мир и первой увести Украину. Мы даже не анализировали то, что лежало на поверхности. Результат налицо. Какими бы ни были итоги выборов, вероятнее всего, Украина будет расчленена.
"Y": Прогноз о распаде Украины высказывался политологами еще несколько лет назад, задолго до нынешнего кризиса...
Л.И.: Мой прогноз: разделение Украины на 3-4 части – остается в силе. Сегодня обозначился политический разлом, который уже имеет и географические границы. Раньше на выборах в Верховную раду и в президенты были два-три политических лагеря, но не существовало четко обозначенных при этом географических границ. Сегодня граница политического разлома совпала с географической, став благоприятным условием для раздела. Не обязательно это произойдет после выборов. Но разлом обозначен. Сейчас Западу и, прежде всего, США Украина нужна целостная, но под полным контролем. И они попытаются это сделать, создавая новый плацдарм давления на Россию и разрушая зачатки политической и экономической интеграции наших государств. Как только эта задача будет выполнена, то такая Украина будет не нужна ни Европе, ни США. Общая тенденция направлена на дробление государства, и затем – более легкий контроль над осколками.
У меня нет сомнений, что страна будет разделена. И дай Бог, если все произойдет без крови. Но очень вероятны серьезные столкновения в Крыму. Причем, помимо Украины и России, втянутыми в происходящее окажутся другие игроки. Сама Европа неоднозначно относится к тому, кто будет контролировать Крым – не хочет, чтобы это делали американцы и Турция. Проблема в том, что в Крыму много сепаратистского и террористического материала. События могут принять драматический характер.
Сегодня обозначился разлом между юго-восточными и западными областями. Центральная Украина имеет линии противостояния внутри регионов. Поэтому в административном, политическом и экономическом оформлении могут проявить себя как нечто целое юго-восточные области. Часть центральной Украины также может попытаться стать самостоятельным государством. Не отстанут и западные области. И, конечно, Крым, судьба которого пока непредсказуема. Выстраивается примерно такая конфигурация. Но это только первый этап раздела Украины, пока политический. Географический, скорее всего, произойдет чуть позже.
"Y": Если восточные области не признают победу Ющенко, как тогда будут разворачиваться события?
Л.И.: Победу Ющенко, естественно, не признает штаб Януковича, не признает Донбасс. И здесь многое будет зависеть от позиции Харькова, Днепропетровской, Луганской, Сумской и других областей. Там сложилась неоднозначная ситуация: большинство населения выступает за Януковича, а вот главы администраций, законодательных собраний оказались на распутье. Здесь может быть применен метод подкупа, физического давления, угроз и так далее. Что будет дальше? На данном этапе население смирится. Да, побунтуют шахтеры, рабочие, но на этом остановятся. То есть будет предпринята попытка сохранить Украину. Правда, мне кажется, такая мера окажется временной. Ющенко многого не принесет для стабильности Украины. И дело не в нем, а в тех силах, которые стоят за ним, которые финансируют его кампанию. На мой взгляд, в стане Ющенко заложена еще одна "бомба замедленного действия". Это чрезмерный национализм, который начнет воплощаться в подготовленные националистические структуры, в том числе силового и политического характера. В конце концов они выступят и против Ющенко, так как Украина может столкнуться с фактической оккупацией, а социальная ситуация не улучшится. И вот тогда следующий этап как раз может привести к реальному административно-географическому расколу Украины.
"Y" : Как на этом фоне выглядит позиция России?
Л.И.: Внешне кажется, что Кремль активно выступил в поддержку Януковича. Но действовал, как слон в посудной лавке. Наверное, так явно нельзя было выступать. Я имею в виду несколько визитов на Украину российского президента и откровенную демонстрацию поддержки. Можно было задействовать широкие общественные пласты, горизонтальные связи. Надо было и с Радой работать, и по линии Министерства обороны, спецслужб и военно-общественных организаций. Но этого сделано не было. Во-вторых, дело в команде, которая полетела поддерживать Януковича в ходе избирательной кампании. Вы знаете, это деловые люди, коммерсанты по сути дела, не государственники. Они поехали туда зарабатывать деньги и заработали их, невзирая на результат. Для них деньги не пахнут. Поэтому сегодня и появляются сообщения, что некоторые представители работали на два штаба. Но самое главное, что работали на уровне политтехнологий, которые оказались в Украине неэффективными. Если уж мы хотели помочь, может быть, стоило привлечь более ответственных политтехнологов. Не тех, кто привык к цинизму. Ведь с избирательными технологиями у Януковича все было в порядке. Не было широкой общественной поддержки со стороны России. Нужно было направить на Украину людей, которые не связаны с российской властью, людей известных – военных, деятелей культуры, искусства, которые работали бы действительно от души...
"Y": Но складывается впечатление, что как раз с такими людьми возникли проблемы – люди эти в дефиците...
Л.И.: Такие люди есть среди настоящей интеллектуальной элиты России, которая не вызывает ассоциаций с нынешними властными структурами. Это академики и доктора наук, народные артисты, члены ветеранских, православных и молодежных организаций – словом, подвижнический слой нашей элиты общества. Например, генералы армии Варенников и Родионов, режиссер и актер Николай Губенко. Много пользы могли бы принести конструкторы вооружений, например Ефремов и Соломонов, если бы посетили украинские предприятия, с которым мы кооперируемся. Да тот же Кубанский казачий хор, у которого половина репертуара на украинском языке, сделал бы гораздо больше, чем номенклатурные пиарщики. Ветераны, которые воевали вместе, могли показать общность нашей судьбы, истории, Победы. Вот кого надо было посылать. Но мы даже съезд российских украинцев проводили под эгидой власти. Все это выглядело как дискредитация.
Российские властные структуры должны были усиленно работать и противостоять американскому и европейскому вмешательству в украинские дела. Надо было показывать, что Украина подвергается открытой и агрессивной экспансии, что идет вмешательство в ее дела властных структур и финансовых институтов.
"Y": На Украине весьма популярна версия о том, что нынешняя ситуация на самом деле смоделирована Кучмой, который пытался или пытается продлить свое пребывание у власти. Какова вероятность этого, на ваш взгляд?
Л.И.: Не готов давать развернутую оценку. Кучма допустил создание этого противостояния, и допустил намеренно, думая, что при драке двух сторон сможет находиться над схваткой. Он пытался применить китайский принцип: пусть два тигра дерутся в долине, а мы подождем результата, – но в итоге проиграл. Во-первых, его надежды договориться со сторонами оказались иллюзией. Но главное, он никогда не сможет договориться с народом. Кучма – это уже имя нарицательное, почти как Чубайс в России. И Янукович правильно сделал, что отошел от него. Кучма непопулярен, население ищет нового лидера. Его политическая судьба предрешена. Возможно, он задержится на некоторое время, но сойдет с арены; скорее всего, достаточно громко, возможно – драматично. Надеется, что его поддержит какая-то из внешних сторон? Тоже нет. Американцам он не нужен, в Европе непопулярен. Это отработанная фигура. В России, может быть, Путин ему какую-то хатынку предложит, но не более того.
"Y": По аналогии с Абашидзе?
Л.И.: Что-то близкое к этому... Именно при Кучме активно создавались незаконные вооруженные формирования на западной Украине и в Крыму. При нем нарушения законодательства приобрели повсеместный характер. Даже когда эта предвыборная кампания разыгралась в неправовом поле, он не предпринял действий, продемонстрировав свою несостоятельность. Претензий к нему достаточно много, а главная – это социальная убогость, нищета и расслоение населения, создание олигархических кланов. Это все произошло при нем. Последний разворот Кучмы в сторону Путина и России выглядит неестественным. Это выглядит, скорее, как боязнь за собственную судьбу – он развернулся в сторону Москвы, надеясь подстраховаться. Но такой шаг, больше похожий на тактический ход, нежели на искренний порыв, не помог ему. Тактическое маневрирование Кучмы долго продолжаться не могло.
"Y": Возможно ли повторение украинских событий в России?
Л.И.: Против России действует несколько иная стратегия. Например, теория "петли анаконды", разработанная еще Альфредом Мэхэном. Этот американский адмирал в конце XIX – начале XX вв. отрабатывал теорию морского могущества США. "Петля анаконды" сейчас – это ограничение России выхода в мировой океан, что мы наблюдаем. Это сдавливание военной силой. Но все это сопутствующие моменты, потому что основная линия борьбы с Россией – ее экономическая, социальная и интеллектуальная деградация. Нам навязали матрицу деградирующего развития, по которой мы и идем. Матрица предусматривает создание таких условий, что сдавленная, окруженная извне Россия взорвется внутри. Возможно, это будет социальный взрывной протест, который сегодня вряд ли удастся обуздать какой-то политической силе. И тогда наступает второй этап – стратегия расчленения России, о которой не устают повторять американские политологи и геополитики. Так что нам грозит не бархатная или каштановая революция, а, скорее, внутренний взрыв.
...Посмотрите, в Украине метод террора не используется, там иной сценарий. А в России, особенно на Северном Кавказе, на фоне социального и духовного обнищания и экономического развала присутствуют сепаратистские настроения, террор и религиозный экстремизм. Можно ожидать, что расшатывание устоев России и дальше будет происходить при достаточно мощном внешнем блокировании. Что потом? Ввод неких "миротворческих сил" ООН, НАТО и т.д.
Нужно понять, что кровоточащая рана в Чечне поддерживается искусственно не только международными мусульманскими экстремистскими структурами, а, прежде всего, политикой Запада. Основной штаб, из которого идут импульсы и Басаеву, и Масхадову, находится в Лондоне. Это очевидно. Там сосредоточены и финансовые ресурсы. На Северном Кавказе активно действуют спецслужбы США, Великобритании и других стран. Так что ожидать помощи от западных партнеров не стоит. Конечно, они могут привезти пару тысяч одеял на Кавказ, но за каждым случаем такой помощи следует политический нажим, финансовая и материально-техническая подпитка боевиков. Чечня и Басаев нужны сегодня Западу так же, как и Усама бен Ладен администрации Буша. Бен Ладен проявляется в очень важные для истории США моменты. Басаев проявляется со своими террористическими актами как фактор давления на российскую внешнюю и внутреннюю политику. "Норд-Ост" случился именно, когда Россия пыталась воспрепятствовать агрессии США в Ираке и не соглашалась на резолюцию ООН. Но после "Норд-Оста" мы согласились. Беслан случился, когда нужна была поддержка Бушу в борьбе за президентский пост. Теракт в Беслане, который произошел во время съезда Республиканской партии, как и появление бен Ладена на телеэкранах через несколько дней, сыграли свою роль в победе Буша.
"Y": Но ведь официально мы с Америкой союзники, и врага общего уже определили – международный терроризм. Президенты США и России демонстрируют личную расположенность друг к другу...
Л.И.: Более устойчивого неприятия России как партнера, чем в американской геополитике, не существует нигде, даже в теории немецких геополитиков, того же Карла Шмидта и Карла Хаусхоффера. В 1904 г. госсекретать Джон Барджес заявил: "Если у Соединенных Штатов есть естественный противник, то им, безусловно, является Россия". Теория "петли анаконды" придумана для удушения "хартлэнда". По этой теории, континентальное государство окружается, лишается выхода к морю. Население загоняется в глубь территории, а экономическая жизнь парализуется, и государство становится легкой добычей. Именно Россия, по англичанину Маккиндеру, считается "хартлэндом" – центром мира, осью земли. А без контроля над "хартлэндом" невозможен контроль над Евразией и мировое господство.
Вудро Вильсон после Первой мировой войны предложил разделить Россию на несколько самостоятельных государств. Хайкмен и Бжезинский, Тойнби и Киссинджер, Хантингтон постоянно исследовали проблему России. Их вывод однозначен: Россия – геополитический соперник; ни о каких партнерских, союзнических отношениях речь не идет. Сегодня действуют теории адмирала Мэхэна и Вудро Вильсона: сдавливание и расчленение взрывом изнутри. На севере наш флот, по сути, заблокирован. Акваторию постоянно патрулируют американские и английские подводные лодки, отслеживая каждую нашу субмарину. На Шпицбергене развернута система радиоакустического контроля за нашим флотом, в Норвегии – радиотехническая система контроля за нашими полигонами и Северным флотом. Я уже не говорю про радарный массив на Аляске и мощный радиотехнический комплекс в Гренландии.
В Балтийском море мы уже давно гости. На востоке мы вдруг заявили о том, что готовы отдать Японии острова. Тогда Тихоокеанский флот фактически будет заперт в Охотском море. Вот так действует "петля анаконды". Плюс периметр наших границ: Афганистан, Центральная Азия, Грузия, Балтия и т.д. Военная сила проецируется в нашем направлении, и не заметить этого может разве что слепой. После выборов на Украине нам ограничат выход в Черное море, поскольку Турция уже заявляла о выходе из "конвенции Монтре", то есть о праве прохода через Босфор и Дарданеллы...
"Y": Но эта проблема обсуждалась во время недавнего визита Владимира Путина в Турцию. И договоренность достигнута была...
Л.И.: Сегодня все мировые процессы управляются из Вашингтона. И даже если Турция где-то дрогнет, найдут механизмы, чтобы надавить на Анкару и указать на "правильное" решение.
"Y": Возвращаясь к выборам на Украине – есть информация, что наряду с западными фондами к финансированию оппозиции, якобы, причастны российские олигархи и, более того, некоторые главы регионов. Для чего им вкладывать средства в бренд "Ющенко"?
Л.И.: Если какой-то глава российского региона вложил деньги в Ющенко, то сделал это как бизнесмен. У нас же фарисейская система власти: на поверхности кто-то что-то изображает, а реальная власть – у денежных мешков. Нужно иметь в виду, что те фонды, которые работают на территории Украины, действуют и в России, имея здесь довольно сильное влияние. Природа нашего бизнеса, российских олигархов транснациональна. И сегодня называть их российскими бизнесменами, по большому счету, нельзя, потому что они связаны с финансовыми институтами и транснациональными корпорациями Запада. Скорее всего, они подконтрольны определенным силам и структурам в США и Европе, выполняют чьи-то команды, участвуют как отдельные элементы в общем сценарии, который разработан в Вашингтоне. Российские олигархи зависимы и управляемы западными институтами. Дело в том, что в основе капиталов многих лежит криминальное обогащение, о чем прекрасно осведомлены на Западе. Так что любое дело могут поднять в любой момент, арестовать счета. У нас все государство оказалось заложником американской политики.
" Y" : Спасибо за беседу.