Комплекс Лолиты

Читать в полной версии →
Наша Лолита – некрасивая, полная и к тому же поет. Причем всех подозревает в том, что с ней хотят общаться исключительно из-за известности родного отца, однако следить за весом категорически не желает и постоянно жрет пирожные

Посмотри на меня (Comme une image)
Франция, 2004
Режиссер: Аньес Жауи
В ролях: Марилу Берри, Аньес Жауи, Жан-Пьер Бакри, Лоран Гревиль




Этот фильм был бы гвоздем программы французского фестиваля, который недавно прошел в Москве, сними его Аньес Жауи лет хотя бы 20 назад. Тема хорошая. Девушка с говорящим именем Лолита пытается привлечь внимание стареющего, но весьма преуспевающего папы-писателя, женатого на дочкиной сверстнице. Лолите лет 20, она некрасивая, полная и к тому же поет. Реально занимается в кружке хорового пения. А какое пение во Франции хором, пусть и любительское? Симфонический оркестр – это, по сути, оркестр их народных инструментов, а поют они в основном католические хоралы. Тут белым звуком не поорешь, надо брать уроки у профессиональных постановщиков голоса.

Такую вот учительницу музыки и играет режиссерша Аньес Жауи, по сценарию – жена не очень известного, но вроде бы хорошего писателя. Ну, и понятно: писатель тут, писатель там – завязывается клубок отношений между семьями. Они ж как живут? Презентация книги, вечеринка, концерт – то туда, то сюда...

Юная певица всех на свете подозревает в том, что с ней хотят общаться исключительно из-за папиной известности. Отчасти это так и есть, во всяком случае, учителка (Жауи) по ходу пьесы вынуждена признаться, что папа ей куда интереснее дочки.

Итак, коллизия, означенная в самом названии: комплекс Лоли... пардон, Электры у дочки (это то же самое что эдипов, только у девочек), кризис среднего возраста у папы и фрустрация представителей мидл-класса в окружении. Да, еще жена молодая, блондинка с ногами от ушей, все время достает Лолитиного родителя. Целый набор проблем, модных в европейском кино, которое только об этом и может думать серьезно, да вот беда – лет 50 уж как исчерпанных предшественниками Жауи до дна.

Дабы придать истории хоть какую-то осмысленность и не оставлять в конце концов зрителя в недоумении, зачем все это болото человеческих проблем в тысячный раз живописать, вводится персонаж, в финале приводящий всех к единому знаменателю.

В какой-то момент наша добрая толстушка (и впрямь страшноватенькая, но многообещающая актриса Марилу Бери) знакомится с комплексующим по поводу своего арабского происхождения (куда ж без этого), но милым хипповатым пацаном, можно сказать красавчиком. Любовь-морковь кончается ссорой, поскольку Лолита постоянно на нервах, она категорически не верит, что в нее можно бескорыстно влюбиться, а тут еще отец героини находит работу для ее нищего кавалера. Причем следить за весом героиня категорически не желает и всю дорогу под крики папаши жрет пирожные. Ну а впрямь – принимай ее как есть или иди в баню. Знакомая многим философия.

Короче говоря – перед нами очень скучный сценарий. Видимо поэтому он и получил премию за лучший сценарий в Каннах, на которых в этом году оттянулся Тарантино. Но поскольку кино французское, его вытягивает привычный актерский профессионализм и какая-то вполне традиционная для национального кинематографа "жизненность" картинки. Лента не рассыпается на отдельные куски, она полнокровна, насыщена слегка утомительным в данном контексте, но все же чисто женским обаянием. А для кинематографа, где сто лет тотальное верховенство мужчин, это важно.

"Посмотри на меня" – очень женское кино, которое, с одной стороны, не обязательно для просмотра, но и не сильно утомляет. Кому-то из зрителей, у кого схожие проблемы с родичами, Аньес Жауи, возможно, даже что-то новенькое скажет. Во всяком случае, даст совет не париться. В финале лизнет душу хэппи-эндом. Взрослым папам и мамам еще раз напомнит, что воспитание – не простая штука, и не только на подростков, а и на вполне зрелых детей надо обращать больше внимания. Ну и так далее...

Со своей стороны лишь замечу, что, похоже, снимая этот фильм, авторы решали какие-то сугубо личные проблемы, как творческие, так и этические. Не сказать, чтобы у них это блестяще получилось, но и отвращения особого "Посмотри на меня" не вызывает. Это такой французский стандарт, и дай Бог другим научиться снимать вполне банальные ленты так, чтобы об этом можно было говорить, не пряча стыдливо глаза. Во всяком случае, нашим режиссерам это пока не удается.

Премьера 23 декабря в московских кинотеатрах

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей