|
Эта картина взята не из фантастического романа – именно так через 20 лет должна выглядеть транспортная система РФ в случае реализации государственной Транспортной стратегии. Не стоит, правда, забывать старую пословицу, которая гласит: "Легко все на бумаге, да забыли про овраги".
Несомненно, проблема реструктуризации транспортного комплекса назрела давно. Единая транспортная сеть в европейской части России развита недостаточно, а в азиатской просто отсутствует. По этой причине подвижность населения в РФ почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых странах, а 28 тыс. населенных пунктов, расположенных на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в Сибири, в которых проживают более 12 млн жителей (почти 10% населения), вообще не имеют доступа к основным транспортным коммуникациям. Стало быть, появление Транспортной стратегии вполне объяснимо. Правда, пути ее реализации весьма спорны.
Еще в конце 2003 г. в ходе обсуждения этого документа Владимир Яковлев, курировавший тогда транспортный комплекс, подверг концепцию Стратегии жесткой критике. Он с возмущением говорил о том, что в документе нет имен руководителей и ведомств, отвечающих за выполнение задействованных в ней положений. Кроме того, Минтранс не проявил должной активности в защите своих интересов ни перед Минфином, ни перед Минэкономразвития, ни перед другими министерствами и ведомствами, от которых зависело выполнение всех планов по реализации документа.
И все же в марте 2004 г. концепция Стратегии была одобрена правительством, а в конце декабря прошлого года – скорректирована на расширенном заседании Минтранса. Причем на этом заседании выяснилось, что реализовать все задуманное необходимо не до 2025 года, а на 5 лет раньше.
В документе содержатся три сценария реализации Транспортной стратегии: оптимальный, умеренный и неблагоприятный. Интересно отметить, что выполнение всех сценариев связано не с повышением ВВП и ростом высоких технологий, а с сохранением лидирующей роли нефтедобывающего комплекса в экономике страны и экспорте России, а проще говоря, с мировыми ценами на нефть.
Если цены резко упадут (до 18 $/баррель и ниже), то экономику страны ожидает коллапс и, как следствие, неблагоприятный сценарий осуществления Транспортной стратегии. Его реализация будет протекать в условиях отрицательных темпов экономического развития, обострения социальных проблем, безработицы и забастовок. В этом случае уже в 2005-2006 гг. данный сценарий сам становится тормозом экономического развития России.
Два других сценария связаны с относительно высоким ценами на нефть и золотым дождем иностранных инвестиций, которые к 2020 г. должны вырасти в 7 раз. Это также похоже на фантастику, ибо уже сегодня прямые инвестиции в экономику не превышают $6 млрд в год и их годовой прирост составляет не более 10%.
Не менее призрачной видится возможность реализации Стратегии в части объемов выделяемых средств. На ее реализацию до 2010 г. необходимо выделять 4% ВВП, или около $20 млрд ежегодно. После 2010 г. – 3% от ВВП. Характерно, что львиную долю средств (около 70%) должно выделить не государство, а частные инвесторы и сами предприятия, заинтересованные в развитии транспортной структуры. Сложно говорить о том, что нас ждет в будущем, но сегодня, с учетом современной динамики деловой и инвестиционной активности, все это выглядит полной фантастикой. А посему в транспортной сфере, как и во многих других, мы имеем не стратегию, а очередной бумажный фантом – программу-призрак, которая никогда не будет выполнена.