|
В плане законопроектной работы на весеннюю сессию более 450 законопроектов, 57 приоритетных инициатив – под этим грифом обычно проходят предложения президента и правительства. Как сообщила первый вице-спикер палаты Любовь Слиска, представляя календарь работы депутатов, 10 законопроектов относятся к блоку госстроительства и конституционных прав граждан, 9 – к блоку экономической политики, 4 – это социальная политика, 8 – бюджетное и налоговое законодательство, 9 – оборона и безопасность, остальное – ратификация международных договоров.
Не исключено, что на самом деле их будет несколько больше: многие ведомства, сетуя на неповоротливость правительственного аппарата, способного схоронить в своих недрах любой законопроект, предпочитают "вбрасывать" одобренные на самом верху инициативы через депутатов. Как это делалось, например, с законом "О противодействии терроризму" или поправками в закон "О политических партиях".
Но инициативы президента, разумеется, прежде всего: депутатам предстоит доработать законы "Об Общественной палате" и "О выборах депутатов Госдумы".
Кроме того, как ожидается, в январе в нижнюю палату поступит пакет президентских инициатив, завершающих избирательную реформу. По словам главы Центризбиркома Александра Вешнякова, он включает в себя поправки примерно к 10 различным законам (от общих гарантий избирательных прав пресловутого закона о политических партиях и введения единого дня выборов). Заявляется, что "гарантии" слегка скорректируют в соответствии с духом времени, а партиям добавят финансирования за счет казны. Но на самом деле похоже, что изменения будут носить гораздо более радикальный характер: от введения избирательного барьера на уровне 7% на выборах в региональные заксобрания до жесткого ужесточения контроля за финансированием политических партий. Вешняков не скрывает, что увеличение государственных дотаций вплоть до десятикратного преследует весьма важную цель: сделать политиков менее зависимыми от крупного бизнеса. Что к чему, достаточно ясно дал понять глава Совбеза Игорь Иванов, отвечая на вопросы участников интеренет-конференции, посвященной новой концепции национальной безопасности. "Недопустимо, когда цивилизованная политическая конкуренция подменяется корыстной борьбой, когда финансовая сторона деятельности политических объединений скрыта от общественности, когда рынок избирательных технологий ориентируется на теневой сектор, – объяснил Иванов политику государства в этом вопросе. – В нашей стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Но далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей, как этого требуют принципы демократии. Для части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от различных зарубежных фондов, для других – обслуживание групповых и коммерческих интересов. Не надо далеко ходить за примерами: выборные кампании в Косове, Македонии, Афганистане, республиках СНГ продемонстрировали всему миру образцы применения определенными политическими силами псевдодемократических двойных стандартов".
По статистике, максимальное количество законодательных инициатив приходится на долю депутатов (204), второе место занимают региональные органы власти (163), на третьем –правительство (35), на четвертом – Совет Федерации (29), и только на пятом – президент (всего 19). Минимальную активность демонстрируют высшие суды, инициировавшие всего 4 проекта.
Самым загруженным оказался комитет по бюджету и налогам, у которого в работе находится 310 законов. На втором месте комитет по госстроительству – 179. Спокойнее всего работать членам комитета по делам национальностей – на их долю пришлось всего три инициативы. Весьма объемным и проблемным обещает быть блок законов, посвященных социальной политике: депутатам предстоит принять новую редакцию закона об обязательном медицинском страховании вкупе с гарантиями медицинской помощи (отдельные высказывания представителей правительства заставляют усомниться в действенности этих гарантий уже сейчас). Запланирована также модернизация системы образования. Ну, а кроме того, депутаты решили заступиться за права россиян, ставших жертвами ЧС на территории других стран, и уже успели принять меры против въезда на территорию страны иностранных граждан, которые позволили себе "действия явно неуважительного характера" по отношению к России в целом, ее власти, государственным символам и даже исторически сложившимся духовных и общественных ценностям. В разряд персон "нон-грата" попадают также больные СПИДом, наркоманы и прочие неблагонадежные личности.
Снова отличился полетом законотворческой фантазии Совет Федерации: не добившись усиления контроля за назначением судей, представители регионов придумали себе новую работу и теперь добиваются права контролировать действия генпрокурора. Как стало известно вчера, сенаторы во главе с председателем верхней палаты Сергеем Мироновым внесли в Госдуму проект поправок в закон "О прокуратуре". Авторы предлагают передать им "контроль за соблюдением присяги генеральным прокурором РФ при реализации им предусмотренных законом полномочий" – раз уж они генерального прокурора назначают, значит должны и контролировать. Впрочем, судьба этой инициативы сомнительна.
А вчера спикер Госдумы Борис Грызлов подводил итоги предыдущей сессии, которая закончилась далеко не на самой мажорной ноте – напомним, президент отклонил закон, ограничивающий потребление пива, выставив законодателям "неуд" за проделанную работу. По этому поводу спикер счел необходимым напомнить, что из 230 принятых парламентариями законов президент отклонил только два.