Фото: 1tv.ru |
"О том, что в Дагестане террористы готовят страшные теракты, мы узнали в декабре прошлого года, – рассказал "Yтру" источник в дагестанской милиции. – Об этом шла оперативная информация. По данным из нескольких источников, по приказу Басаева в Дагестан проникли несколько террористических групп. Поэтому с 22 декабря вся милиция была переведена на усиленный вариант несения службы. Террористы могли просочиться в приграничный с Чечней Хасавюртовским район. Речь идет о группах, которые возглавляют полевой командир Раппани и еще один известный арабский террорист".
Оперативные мероприятия в Хасавюрте и его окрестностях стали проводиться с 5 января, когда была перекрыта административная граница с Чечней. Дагестанские милиционеры досмотрели 12 тыс. квартир и домостроений, 14 гостиниц и проверили документы у 29 тыс. человек. Один из задержанных – 27-летний житель села Осман-Юрт Гусейн Татаев на допросе признался, что, вооружившись, вместе с подельником прибыл из села Сержень-Юрт Шалинского района Чечни. Боевик и до этого периодически появлялся в Дагестане. Так, летом 2004 г. он с двумя взрывниками из Аргуна заложил фугас в 5-ти м от милицейского поста у дагестанского селения Гамиях Новолакского района. Взрывчатку привели в действие, когда на дороге показался БТР с военными; были убитые и раненые – осколочное ранение в спину получил тогда заместитель командира 102-й бригады внутренних войск МВД России. Эту акцию боевики сняли на видео для отчета.
Татаев рассказал, что их группа заложила несколько тайников. В одном из них хранились огнемет "Шмель", 16 снарядов, выстрелы к гранатомету, патроны к крупнокалиберному пулемету ДШК и 2 кг тротила. На основе этой и другой оперативной информации 14 января в Дагестане началась спецоперация. Около десяти вечера штурмовые группы республиканского СОБРа под командованием полковника милиции Арзулума Ильясова и группы оперативников угрозыска окружили одноэтажный частный дом на одной из улиц Каспийска, где, по оперативным данным, скрывались несколько басаецев. На предложение о сдаче боевики ответили огнем из автоматов и гранатометов, и тогда последовал штурм. В перестрелке спецназ уничтожил известного в республике террориста Магомедзагира Акаева, который имел при себе "пояс шахида" со взрывчаткой. Еще один террорист был взят живым. По оперативным данным, эти люди принадлежала к так называемому "отряду ликвидаторов" полевого командира Руслана Макашарипова по кличке "Муслим". К сожалению, эта операция не обошлась без жертв: в разгар боя погибли легендарный командир дагестанского СОБРа полковник милиции Ильясов и двое его подчиненных – Расул Яхъяев и Магомед-Али Магомедов.
"Это страшная потеря для милиции Дагестана. Ильясов – человек уникальный, – рассказал "Yтру" один из участников спецоперации в Каспийске. – Он воевал с Радуевым в Первомайском в 96-м, где СОБР потерял пятерых убитыми. Во время вторжения Басаева и Хаттаба в 99-м Ильясов в прямом смысле слова шел впереди бойцов и бронетехнике под Ботлихом и Цумадой. Бесстрашный "человек-война". В ночь с 14 на 15 января он находился во дворе дома, укрылся и контролировал сектор обстрела. Пуля 5,45 мм попала в бок – в не защищенное бронежилетом место, вошла в печень. Он умер с автоматом в руках".
После перестрелки в Каспийске развернулись основные события на западной окраине Махачкалы – в поселке Сепараторный Кировского района. Эти места расположены поблизости с неблагополучным поселком Тарки и горой Тарки-Тау, где регулярно происходят стычки милиции с боевиками.
Около 6:30 утра 15 января милиционеры стали отрабатывать частный сектор – именно отсюда поступил сигнал от местных жителей, что в поселке появились вооруженные люди. Оперативники и ОМОН обнаружили вооруженных людей; завязалась перестрелка. Неизвестные скрылись в одном из частных домов и взяли заложников – семью русскоязычных квартирантов, снимавших здесь жилье. По данным "Yтра", переговоры продолжались несколько часов. К этому времени руководство операцией возглавил начальник УФСБ по Дагестану Николай Грязнов и прервавший отпуск глава МВД республики генерал-лейтенант Адильгерей Магомедтагиров. Переговоры прошли успешно: террористы отпустили сначала взрослых, а затем и малолетнюю заложницу – 6-летнюю девочку по имени Олеся. При этом басаевцам удалось перебежать из строения, где они забаррикадировались, в дом №38 на 6-й Магистральной улице – как утверждают очевидцы, террористы вели огонь на ходу, перемещаясь по крышам домов. Затем боевики потребовали от хозяина дома ключи от "УАЗа". Но пожилой дагестанец сумел воспользоваться суматохой и выбрался из дома. Хозяин дал понять милиционерам, что выбить террористов из подвала будет сложно, поскольку он "строил на совесть, заливал все бетоном, а каждый кирпич вымачивал в воде".
Дом №38 был взят в тройное кольцо милиционерами и спецназом ФСБ "Альфа". У военных из 136-й Буйнакской бригады Минобороны попросили помощь – танки. Начался штурм... Когда боевиков пытались выкурить из подвала, в ФСБ Дагестана заявили, что в Махачкале и Каспийске предотвращен теракт, подобный беслановскому. Тогда же стало известно, что боевики, подчиненные террористу Макашарипову, накануне попрощались с родственниками. Милиция обнаружила дом, служивший им базой. Строение было оборудовано камерами видеонаблюдения.
Подвал, где засели террористы, представлял собой одно большое помещение с разными уровнями. Углубления и ниши в стенах помогали басаецам избегать пуль и осколков. Обороняясь, они прибегли к хитрости – стали стрелять из пистолетов, демонстрируя, что экономят боеприпасы. Но когда спецназ приблизился к логову террористов, по бойцам открывался шквальный огонь из автоматов, ПК и гранатометов. В бою погиб 31-летний сотрудник "Альфы" капитан Андрей Скрябин. Ранения получили альфовцы Григорий Мылоришиков и Роман Масленников, а также сотрудник дагестанского ОМОНа.
Вечером, когда стемнело, к месту действия наконец-то подошел танк (Еще один застрял по дороге в Махачкалу – так мы боремся с терроризмом! – О.П.). Басаевцы не сумели его подбить, но расстреляли один из трех прожекторов, освещавших 6-ю Магистральную улицу. К 23:00 все было кончено: танк сровнял с землей убежище басаевцев. К тому времени в здании уже несколько часов продолжался пожар.
Днем 16 января из-под обломков был извлечен труп террориста, который прятался в выемке в стене и, по всей видимости, задохнулся. По данным МВД Дагестана, позже извлекли тела еще двоих басаевцев. В республиканском МЧС не исключили, что трупы остальных боевиков сгорели.
И последнее. Как сообщили корреспонденту "Yтра" источники в МВД Дагестана, среди блокированных и уничтоженных террористов мог находиться и главарь "банды ликвидаторов" Расул Макашарипов, он же "Муслим". По крайней мере, несколько оперативников видели, как 16 января к разрушенному дому подходила его сестра. Она ходила вокруг развалин и сильно нервничала.
УФСБ по Дагестану только что подтвердило: среди боевиков действительно находился Макашарипов. Кроме того, в разрушеном доме найден еще один убитый бандит со взрывным устройством на теле. Сейчас специалисты-взрывотехники, прибывшие на место, обезвреживают бомбу.
А ближе к вечеру 17 января были опознаны еще трое из боевиков, ликвидированных накануне. Как сообщают источники "Yтра" в МВД ДагестанаСреди террористов – Шамиль Курмагомедов 1980 года рождения, уроженец Махачкалы. Ранее этот человек привлекался к уголовной ответственности по ст. 212 Ук РФ ("массовые беспорядки"). Его сообщники Ахмед Османов (1976 г. р. из села Ново-Саситли Хасавьюртовского р-на) и Шамиль Джамалов 1972 г.р. ранее также попадали в орбиту пристального внимания правоохранительных органов. Первый был привлечен уголовной ответственности за грабеж, последнего же террориста задерживали по ст. 213 ("хулиганство").