|
Но времена изменились: в Пекине была произнесена судьбоносная фраза: "Не важно, какого цвета кошка, важно, как она ловит мышей", и коммунистический режим развернул активное строительство развитого капитализма в неотдельно взятой стране. С тех пор эта страна развивается семимильными шагами, а в последние годы ее экономика, приобретшая уже ощутимый вес на мировой арене, вызывает все больше беспокойства у традиционных экономических лидеров: ведь им теперь приходится считаться с еще одним авторитетным игроком и конкурентом, который потенциально способен стать лидером.
У Китая драконовские замашки – это давно известно. Однако выясняется, что у его жителей теперь отнюдь не аскетические запросы. Gallup International недавно провел опрос жителей Поднебесной о том, как они оценивают свой уровень жизни. Социологи побеседовали с 3,6 тыс. человек из всех провинций, крупных городов и автономных районов КНР (аналогичные опросы проводятся с 1994 года). Выяснилось, что за последние 10 лет средний доход китайских домохозяйств возрос в 2,5 раза: с $720 до $1776. Увеличился и разрыв в доходах между городом и деревней: горожане стали получать в среднем $2948 против $1127, а сельское население – $991 против $490,5. Причем чем дальше, тем лучше живут в Китае именно горожане: с 1997 г. их доходы в абсолютном выражении выросли на 74%, тогда как благосостояние жителей сельской местности – всего на 2,5%. И несмотря на все усилия правительства по выравниванию уровня жизни города и села, разрыв между ними увеличивается. Но что удивительно: при этом и в сельских, и в городских районах растет количество недовольных своим уровнем жизни: в 1999 г. неудовлетворенных было 30%, а в 2004 г. – уже 37%. "Полностью довольных" оказалось всего 12%. Надо сказать, это весьма характерная черта классического общества потребления: чем больше есть, тем больше хочется. Ведь аппетит приходит во время еды, особенно если его умело стимулировать...
Таким образом, можно констатировать, что Китай и его жители стали полноправными участниками самого модного сейчас всемирного состязания – гонки потребления. Известный испанский журналист Рафаэль Пок, ранее работавший в Москве, а теперь представляющий свою газету "Вангуардиа" в Пекине, утверждает, что Китай оказался в эпицентре происходящей в мире грандиозной общественной трансформации. Она связана с урбанизацией – массовым переселением людей из сельской местности в города. Это великое переселение народов XX-XXI вв. – первый и главный шаг к их вступлению в современную "цивилизацию" с ее культом индивидуализма и независимости, чрезвычайно разнообразными и во многом уже надуманными потребностями, степенью удовлетворения которых и измеряется "качество жизни".
По данным Gallup International, большинство китайцев (59,5%) пока живут все-таки в деревне, однако пропорции стремительно меняются в пользу города: за последнее десятилетие в города переселились порядка 120 млн человек. А согласно планам партии и правительства Китая (в отличие от наших, они обычно выполняются), в последующие 16 лет горожанами станут еще 300-400 млн китайских крестьян. Так что понятие "золотой миллиард человечества" скоро придется пересмотреть: там будет уже миллиарда два, но зато у его "золота" понизится проба...
Конечно, "качество жизни" китайцев пока сильно отстает от западных стандартов. Но лиха беда начало! Переселяясь в города, китайцы учатся потреблять: например, электроэнергии на горожанина требуется в 2,5 раза больше, чем на сельского жителя. За весь прошлый год китайцы, которых почти в 10 раз больше, чем россиян, приобрели всего в 1,5 раза больше автомобилей, чем россияне. Однако в абсолютных цифрах это довольно много: 2,4 млн автомобилей. При этом доля импортных машин на китайском рынке составляет всего 5%, остальные (тоже, конечно, "иномарки" по нашим понятиям) производятся внутри страны.
Тут перед нами встает другая, более существенная сторона проблемы китайского экономического бума. Отказываясь от ведения натурального хозяйства в сельской местности, китайцы создают поистине необъятный рынок дешевой рабочей силы. "Сколько бы ни говорили в России о низких доходах населения, но в Китае можно найти практически неограниченный объем предложения труда по 12 центов за час. В России такое просто невозможно даже представить", – отмечает аналитик инвестиционной компании "Rye, Man & Gor" Александр Балахнин. И вот трудолюбивые китайцы производят все больше и больше, заваливая весь мир своей дешевой и разнообразной продукцией. "Полки американских магазинов ломятся от обилия китайских товаров, и каждая их покупка – это дополнительные стимулы для развития производства в Китае и создания новых рабочих мест там, а не здесь", – сокрушается профессор Павел Завлин, глядя из США на китайскую угрозу.
Впрочем, из России она выглядит ничуть не менее страшно: рядом с нашей страной растет индустриально-демографический монстр, неспособный, к тому же, самостоятельно обеспечить свое существование. "Индустриальное развитие Китая не соответствует его географическим, демографическим и природным возможностям", – признает заместитель директора государственного комитета Китая по охране природы Ю Фан. По его мнению, западная модель развития (то есть, экономика, "подсаженная" на непрерывный и самодовлеющий рост производства-потребления) не подходит для страны с населением в четверть населения планеты, но обладающей скудными природными ресурсами и не слишком плодородными землями.
За последние 20 лет потребление нефти и газа в КНР выросло вдвое, стали – почти в 2,5 раза, а алюминия – в 4 раза. Но при этом в самом Китае добывается лишь малая часть необходимого экономике сырья, остальное приходится закупать за рубежом. Масштабы потребностей Китая наносят вред ему и дестабилизируют мировой рынок: когда в этой гигантской стране-импортере возникает дефицит какого-то сырья, цены на него немедленно взлетают. Так произошло, например, с нефтью, хотя по объемам потребления "черного золота" Китай в настоящее время не оказывает решающего влияния на мировые рынки: его импорт составляет порядка 90 млн т в год (2,5% от мирового потребления) при собственной добыче в 160-170 млн т в год. Отвергая обвинения в том, что именно Поднебесная способствует росту нефтяных цен, китайские эксперты приводят для сравнения объемы потребления нефти другими игроками рынка: так, в 2003 г. США, ЕС и Япония потребили соответственно, 900 млн, 740 млн и 250 млн т, или 25,5%, 21% и 7,1% от общемирового объема. Таким образом, "влияние Китая на рост мировых цен на нефть носит ограниченный характер", – утверждает Пань Цзипин, сотрудник Центра стратегических исследований нефтегазовых ресурсов при министерстве земельных и природных ресурсов страны. Однако и при такой незначительной доле Китай оказал влияние на конъюнктуру рынка. Что-то будет дальше? Ведь сейчас КНР импортирует немногим более трети необходимой ему нефти, но, по расчетам западных знатоков нефтяного рынка, с учетом нынешней динамики роста потребления энергоносителей в КНР уже к 2010 г. страна будет закупать за рубежом 200 млн т нефти в год. При этом собственные нефтяные ресурсы (оцениваемые в 3% от мировых) к тому времени будут практически исчерпаны и законсервированы...
Важно отметить и тот факт, что Китай не способен не только обеспечить сырьем и энергией свою экономику – он не в состоянии прокормить своих граждан. Две трети его территории непригодны для ведения сельского хозяйства (пустыни, горы и все такое), и обрабатываемых земель катастрофически мало. Приходится закупать за рубежом и продовольствие.
Все это ставит китайскую экономику в опасную зависимость от импорта и вносит существенный элемент нестабильности на сырьевые рынки. И, несмотря на многолетний устойчивый рост китайской экономики, многие эксперты прогнозируют приближение ее кризиса. Дело не только в нехватке собственных природных ресурсов – бурный рост в КНР не сопровождается должным развитием научно-технического прогресса: внедряется мало новых технологий, не очень заботятся китайцы и о проблеме энерго- и ресурсосбережения. Таким образом, китайский рост идет главным образом "вширь", а не "вглубь". В этих условиях сильный "перегрев" и перепроизводство могут буквально обрушить экономику, причем не только в самом Китае, но и во всей Восточной Азии, тесно связанной с КНР узами кооперации...
Теперь китайцы почувствовали вкус к потреблению – это тоже проблема. Если они будут догонять по уровню жизни Запад, то природная катастрофа, по мнению экспертов, неизбежна. Например, в США на двух жителей приходится один автомобиль – подобная пропорция в Поднебесной увеличит ее автопарк до 650 млн единиц, что на 100 млн больше, чем весь мировой автопарк сегодня. Учитывая тот факт, что автомобили являются одними из главных загрязнителей окружающей среды, можно себе представить, что станет с нею после этого... Порядком загрязняет природу и китайская энергетика – сегодня 70% электроэнергии в КНР производится тепловыми электростанциями, которые работают в основном на угле. И уж совсем плохо обстоят дела с утилизацией отходов от стремительно растущего производства: никто до сих пор не придумал, куда их девать в таком количестве.
В общем, остается надеяться, что пределы роста китайской экономике рано или поздно поставит сама природа. Правда, для России это будет, скорее, поздно: усилившись к тому времени, Китай отберет (в более-менее "цивилизованной" форме) у своего нерадивого северного соседа все, что расположено восточнее Урала. Ведь там есть именно то, чего так не хватает КНР – энергетические и сырьевые ресурсы, а также обширные, практически незаселенные земли... Каковы же могут быть в таком случае пределы территориального роста Поднебесной – трудно представить.