|
В докладе обещан ряд "сюрпризов" для европарламентариев. Детали документа держатся в секрете, но уже известно, что основной акцент сделан на Южной Осетии. По сведениям из информированных источников, покончить с неопределенным статусом Цхинвали грузинские власти намерены уже нынешней весной. К слову, в эти дни обстановка в зоне грузино-осетинского конфликта вновь резко обострилась после того, как обе стороны фактически начали захват заложников.
Решение же абхазской проблемы, судя по всему, грузинские власти считают делом более отдаленной перспективы. Группой грузинских экспертов уже подготовлен детальный 65-страничный документ, который предусматривает мирное соглашение по урегулированию грузино-абхазского конфликта и придание Абхазии статуса субъекта в составе федеративного государства Грузии. Согласно этому проекту стороны должны "не использовать силу" и все противоречия устранять "путем мирных переговоров". Статус Абхазии предусматривается как "государственная единица Абхазия, суверенитет которой ограничен в установленных Федеральной Конституцией Грузии рамках". Проблема в том, что для этого придется сделать из Грузии федерацию. А пока даже с обеспечением реальных автономий существуют проблемы, что подтвердили и в ПАСЕ. Так, по мнению европейских парламентариев, после смены власти в Батуми центральные власти Грузии полностью контролируют Аджарию.
Кроме того, официальный Тбилиси готов предоставить Абхазии в будущем возможность "независимого правления", сбора налогов и военной службы абхазов на родине, отобрав у Сухуми оборону, внешнюю политику, охрану границ, таможню и борьбу с преступностью. Субъекту федерации также запрещается иметь свои вооруженные формирования. Как считают грузинские эксперты, управлять Абхазией должен парламент, но в случае настойчивых требований населения не исключается введение поста президента Абхазии (не обязательно абхаза по национальности, как записано в нынешней конституции непризнанной республики).
Одним из ключевых моментов проекта по "замирению" Абхазии является возвращение грузинских беженцев – не "всех и сразу", а "поэтапно и добровольно". В частности, если в доме человека, покинувшего республику во время боевых действий, уже живут люди, то они должны быть выселены, но при этом получить компенсацию. В Тбилиси рассчитывают использовать на эти цели не бюджетные средства, а международную финансовую помощь. По замыслу грузинских экспертов, после возвращения беженцев в Абхазию принятие других граждан на постоянное жительство в республику будет временно ограничено. Это фактическое ограничение свободы передвижения должно быть закреплено в будущей конституции Абхазии. Разумеется, Тбилиси говорит о вводе лари на территории Абхазии. А жителям Сухуми, Очамчиры и Пицунды, которые расстанутся с рублями, обещают приятный сюрприз: на грузинских купюрах, возможно, появится "абхазская символика".
Резюмируя итоги титанического труда экспертов, один из соавторов документа, бывший заместитель министра юстиции Грузии Коте Кублашвили так определил его суть: "Абхазия будет обладать всеми признаками государственного устройства, а суверенитет будет ограничен. У Абхазии будут все права, кроме одного – права независимого государства". И все же в реализации тбилисских проектов пока не хватает самого главного – согласия оппонентов. До сих пор ни одно существенное предложение грузинской стороны не устроило абхазов, не желающих расставаться с независимостью, пусть и непризнанной. После появления в СМИ "проекта по Абхазии" последовали комментарии представителей непризнанной республики. "Предложение о вхождении Абхазии в состав Грузии неприемлемо... Абхазский народ сделал свой выбор и проголосовал на референдуме 1999 г. за независимое государство", – заявил премьер-министр Абхазии Нодар Хашба.