|
Открытие является подлинной сенсацией, так как о мастерской художника и изобретателя было известно еще в ХVI в. из переписки людей, с которыми он общался. Однако время шло, и о научной лаборатории в самом сердце Флоренции благополучно забыли. Вспомнили же о ней только в нынешнем январе, когда открыли опечатанные комнаты древнего монастыря Св. Аннунциаты. Он находится неподалеку от площади Св. Марка между церковью Пресвятого Благовещения и Институтом военной географии. Когда-то обитель принадлежала Ордену слуг Марии, однако монахи занимали не все помещения жилой пристройки, несколько комнат сдавались приезжим.
В 1503 г. среди прочих обитателей монастыря оказался и да Винчи. В то время после долгих скитаний он обосновался во Флоренции, а кельи монастыря на три года стали для него мастерской. Их-то и увидели ученые, впервые за 500 лет перешагнувшие порог студии гениального изобретателя. Самая большая комната с двумя окнами была спальней Леонардо. В обители ему предоставили лучшие условия, чем кому-либо другому, так как к тому времени он уже был достаточно известен.
"Конечно, абсурдно считать, что сейчас, в 2005 г., мы нашли мастерскую одного из самых великих художников. Но тем не менее это так. Доказательства мы можем видеть на стенах", - заявил исследователь Роберто Манескалчи.
Действительно, Мария Карчио, исследователь творчества Леонардо, рассказала, что на стенах хорошо сохранились фрески, выполненные рукой мастера. Белый силуэт, изображенный на одной из них, напоминает архангела Михаила с полотна "Благовещение", которое находится во флорентийской галерее Уффици. Сюжетом другой является триптих: птицы парят вокруг едва видимой Девы Марии. По мнению экспертов, все это указывает на явный интерес да Винчи к воздухоплаванию. Размышляя над законами природы, изобретатель в своей монастырской лаборатории рисовал макеты летающих аппаратов, которые напоминают первые самолеты братьев Райт.
В мастерской была также обнаружена секретная комната. Ученые предполагают, что у Леонардо были ученики, пять или шесть человек, которые помогали ему там анатомировать трупы. Как известно, да Винчи стремился максимально расширить свои знания по строению человеческого тела.
Кроме того, здесь, в этой студии, Мастер, вероятно, встречался с Лизой Герардини, женой флорентийского купца. Его семье принадлежала часовня при монастыре, куда и приходила молиться девушка, ставшая моделью для знаменитой "Моны Лизы". Хотя ранее считалось, что да Винчи написал полотно после того, как покинул монастырь, Манескалчи утверждает обратное. Дело в том, что были найдены документы, подтверждающие, что они встречались в стенах обители, а из этого ученый сделал вывод, что художник мог начать там писать прославленную "Джоконду".