Фото: 1tv.ru |
В этом году, напомнил президент, должна произойти ротация примерно четверти сенаторского состава. "Кадровое обновление следует использовать в целях стабилизации работы и состава палаты", – высказал пожелание глава государства и объяснил, как это сделать. В Совет Федерации следует привлекать "ярких людей, зарекомендовавших себя в регионах, общественных деятелей и грамотных специалистов". Владимир Путин дал понять собравшимся, что недавние изменения в законодательстве о формировании Совета Федерации и статусе его членов позволяют провести соответствующую фильтрацию. Действительно, слегка скорректированный порядок назначения и утверждения членов верхней палаты оставляет в этом вопросе последнее слово за руководством Совфеда, а не регионами – как это было раньше. И, судя по всему, сегодняшний формат палаты Кремль вполне устраивает. Ну, а отдельные издержки имиджа (после изгнания из Совфеда губернаторов за ним прочно закрепилась репутация запасной площадки для отставных генералов, выполняющей в Федеральном собрании чисто техническую функцию) будут исправлять за счет личного имиджа отдельных его представителей.
Вчера, по крайней мере, президент выразил глубокое удовлетворение "исключительно продуктивной" работой Совета Федерации. Он напомнил, что в прошлом году шел очень интенсивный законодательный процесс (более 200 федеральных законов и несколько федеральных конституционных законов), вызванный серьезной модернизацией в политической, экономической и социальной сферах. При проработке этих законов "сложилась эффективная система взаимодействия двух палат, администрации президента и правительства Российской Федерации", что позволило "совместно и содержательно" спланировать бюджет с учетом новых принципов разграничения полномочий. Поправили Налоговый кодекс и земельное законодательство. Приняли Жилищный и Градостроительный кодексы. Одним словом, правовой фундамент для повышения эффективности социальной политики заложен.
С реализацией этой политики, правда, не все пошло гладко: при введении в действие закона о монетизации "ни федеральный уровень власти, ни региональный фактически не смогли должным образом обеспечить исполнение принятых законодательных норм", – был вынужден признать президент. Механизм реализации этих норм на местах предложено контролировать Совету Федерации.
"Именно в вашей работе должно наиболее четко проявляться соотношение региональных интересов и общегосударственной стратегии развития страны. Причем, обязанность координации федеральной и региональной законодательной работы является прямой компетенцией членов Совета Федерации", – объяснил глава государства участникам встречи. Координировать предстоит много чего: на очереди реформа ЖКХ, системы здравоохранения и образования. Не отточена до конца новая система формирования Государственной Думы (по партийным спискам), в дальнейшем "развитии" нуждаются институты гражданского общества.
Нет сомнения, что со всеми этими задачами верхняя палата справится столь же ударно, как и со всеми предыдущими. Между тем, именно новый порядок формирования Госдумы мог поставить под угрозу благополучное существование Совфеда в его нынешнем виде: по одному из вариантов прямые выборы членов СФ (из кандидатов, выдвигаемых исполнительной и законодательной властью) должны были компенсировать "списочный" принцип выдвижения кандидатов в депутаты Госдумы. Но эта схема совсем плохо укладывалась в рамки Конституции, и от нее решено было отказаться. Взамен беспартийным разрешили предлагать себя партиям в качестве потенциальных кандидатов. Это, по мнению многих экспертов, тоже плохо укладывается в рамки Основного закона страны. Но не зря члены Совета Федерации вчера (уже за закрытыми для прессы дверями) убеждали президента в том, что потенциал Конституции далеко не исчерпан. "Конституция должна развиваться через федеральные конституционные и федеральные законы", – пересказывал чуть позже журналистам содержание состоявшейся беседы председатель комитета СФ по конституционному законодательству Юрий Шарандин.
Действительно, зачем менять Конституцию, если можно просто писать законы, "развивающие" ее в нужном направлении. Что, кстати, уже и делается. И только предложенный самим президентом принцип реформирования Совета Федерации с повестки дня пока никто не снимал – речь идет о том, чтобы вернуть в него назначаемых губернаторов. Ну, или, по крайней мере, дать им возможность иногда нажимать на кнопку в процессе голосования по наиболее важным вопросам. Тут тоже есть некоторые неувязки: в конце концов, у сенатора есть определенный статус, и как он будет этот статус губернатору одалживать, пока непонятно. Однако в регионах над этом вопросом уже усиленно размышляют. И даже выдают на-гора предложения. Руководитель Ярославской области Анатолий Лисицын, например, считает, что губернатор должен делегировать в Совет Федерации своего заместителя, а региональные парламенты – вице-спикера. В Краснодарском крае уже подготовили собственные предложения: предоставить руководителю администрации и главе законодательного собрания право участвовать в заседаниях Совфеда хотя бы с правом совещательного голоса. Надо думать, что в том или ином виде свой "утешительный приз" губернаторы действительно получат. Но не более того.