США торопятся установить новый миропорядок к 2012 году

Читать в полной версии →
Европейское турне Кондолизы Райс дало экспертам обильную пищу для размышлений и прогнозов. Военные, склонные всегда и во всем видеть худшее, полагают, что Америка "разомнется" на Ираке, а затем вплотную займется Россией


фото mindfully.org



Главной задачей первого визита Кондолизы Райс в Европу в качестве госсекретаря был поиск союзников для "экспансии свободы" на весь мир. Тем не менее, большинство экспертов считают, что ее основной задачей была попытка сколотить антииранскую коалицию. В ходе турне Райс не раз подвергала критике европейских партнеров, которые ведут переговоры с Ираном по атомной программе. По ее оценке, Ирану должным образом не дали понять, что ему могут грозить санкции ООН. "Иранцы должны услышать, что, если они не хотят допустить проверки, то они окажутся перед Советом Безопасности ООН, – заявила Райс в среду в Брюсселе. – Я не думаю, что кто-нибудь достаточно четко сказал это иранцам, как это следовало бы сделать". Г-жа госсекретарь официально поставила Иран в известность о том, что он не может бесконечно использовать европейскую дипломатическую инициативу для затягивания на неопределенный срок процесса свертывания своих программ по разработке ядерного оружия.

Кроме обеспокоенности проблемами ядерного вооружения Ирана, Райс неоднократно давала понять, что Белый дом считает эту страну "главным пособником терроризма в регионе". Антииранская направленность поездки госсекретаря была предопределена словами Джорджа Буша, прозвучавшими в послании Конгрессу: "Главным спонсором террора сегодня остается Иран, который стремится к обладанию ядерным оружием и лишает свой народ свободы, которую он заслуживает".

Вся эта воинственная риторика довольно холодно была принята в Европе; верховный представитель ЕС по вопросам общей внешней политики и безопасности Хавьер Солана заявил, что военное нападение на иранские ядерные объекты было бы ошибкой и серьезно осложнило ситуацию. В Иране заявления госсекретаря и президента США вызвали гневную реакцию, в России были встречены настороженно.

В среду на пресс-конференции в Москве вице-президент Общественной академии геополитических проблем Леонид Ивашов комментировал возможные последствия развязывания войны против Ирана. В целом прогнозы эксперта звучат пессимистически: "Ряд международных социологических центров проводили опрос населения в различных государствах мира, который показал, что 62% выражает обеспокоенность ситуацией и считают, что мир становится более опасным, чем сегодня. Нас ждут еще более драматические мировые события. Налицо попытки США установить мировое господство. Поскольку конкурентов или соперников в борьбе за это господство сегодня у Америки нет, она торопится установить новый мировой порядок в сроки до 2012 года. Аналитики Пентагона считают, что этот период наиболее благоприятен для решения этой задачи. Мы сегодня видим доминирование силы в решении политических и экономических вопросов. США хотят успеть, пока никто не в состоянии им противодействовать, захватить основные ресурсы мира и стратегически важные коммуникации".

Ивашов полагает, что "основные усилия США сосредотачивают на установлении контроля над большим энергетическим эллипсом, то есть над Ближним Востоком, Иранским нагорьем и Каспием. Администрация Буша игнорирует мировое общественное мнение, игнорирует мнение собственных граждан. К чему приведет возможная агрессия? Мы полагаем, что наземного вторжения в Иран не будет, скорее, будет разыгран югославский сценарий. Подавление воли политического руководства с помощью авиаударов, концентрированное информационное подавление, разрушение инфраструктуры, промышленных объектов и попытка вызвать внутренний раскол в иранском обществе".

При этом военный эксперт полагает, что агрессия против Ирана станет лишь разминкой, а главная цель стран НАТО – Россия, вокруг которой стягивается враждебное кольцо. Пентагон, по его словам, уже заказывает мозговым центрам конкретные проекты по ведению военных действий на территории России. Самый последний документ, созданный по заказу комитета начальников штабов США, содержит эпизод штабной игры на тему "Каким образом будет окружена Калининградская область". "В этой штабной игре принимают участие все страны-члены НАТО. И в этом, практически официальном документе Россия нигде не объявляется союзником, зато противником названа неоднократно. Я цитирую только один документ, но таких документов сегодня много", – рассказал Леонид Ивашов.

Мнения гражданских политологов значительно спокойнее. Директор Института политических исследований Сергей Марков так прокомментировал "Yтру" ситуацию вокруг Ирана: "Я думаю, что опасность развязывания конфликта в Иране после европейского турне Райс немного снизилась. Появилась надежда, что США будут предпринимать не односторонние, а многосторонние действия. Они возвращаются к идее союзничества с Европой. Если же война все-таки начнется, то, скорее всего, она будет развиваться по югославскому сценарию, без наземной операции. США просто не выдержат еще одной наземной операции. К тому же в Иране есть сильная, я бы сказал, либеральная, оппозиция".

Говоря о последствиях подобной операции для нашей страны, Марков отметил, что для России очень важны контракты с Ираном, в том числе в ядерной области и продаже вооружений. "У американцев другие приоритеты. Во-первых, нераспространение оружие массового поражения, во-вторых, они опасаются мощного антиамериканского очага в этом регионе, в-третьих, их волнует захват этих рынков. Остались еще и какие-то последствия "холодной войны", желание нанести удар по высокотехнологическим областям промышленности России, – считает Сергей Марков. – Есть и дополнительные причины. Но озабоченность созданием в Иране ядерного оружия – основная причина, и это не риторика. Я участвовал в диалогах с иранскими официальными лицами, и у меня сложилось впечатление, что Иран все-таки хочет получить ядерное вооружение. Это мое личное впечатление".

В любом случае, разжигание очередного вооруженного конфликта в непосредственной близости от наших границ явно не соответствует интересам России. Остается лишь уповать на благоразумие сторон и надеяться на то, что вооруженного столкновения удастся избежать.

Артем АРЮКОВ |
Выбор читателей