|
В конце января в столице Среднего Урала произошло сразу несколько странных событий криминального характера, попавших в сводки новостей общенациональных телеканалов. Так, в ходе милицейской спецоперации в центре города погиб (по официальной версии, покончил с собой) прибывший из Иванова киллер. В окрестностях города в те же дни во взорванной машине был обнаружен обгорелый труп. Было еще несколько происшествий, которые, вполне может оказаться, взаимосвязаны. Наиболее резонансным из всех этих событий можно считать загадочную гибель в СИЗО Екатеринбурга депутата городской Думы и лидера общественно-политического союза (ОПС) "Уралмаш" Александра Хабарова. Он был арестован в декабре прошлого года по обвинению в принуждении к совершению сделки председателя Совета директоров "Банка 24.ру" - не самое серьезное по нынешним временам преступление, но изменить меру пресечения для своего подопечного адвокатам так и не удалось. К тому же, по некоторым данным, само заявление в прокуратуру было написано пострадавшим не вполне добровольно, но утверждать это наверняка мы не беремся.
Сразу после гибели Хабарова появилось несколько взаимоисключающих версий (сердечная недостаточность, самоубийство путем повешения, убийство). Известно, что двух сокамерников лидера "Уралмаша" после этого происшествия увезли в СИЗО закрытого города Снежинска - как предполагается, для того, чтобы исключить встречу с ними посторонних "дознавателей". Версия смерти от сердечной недостаточности вскоре была отброшена как явно саморазоблачительная. Самоубийство - тоже под большим сомнением. По крайней мере, церковь провела отпевание тела покойного. Если же верной окажется версия убийства, то сразу возникает вопрос "кому выгодно?", ответить на который не так просто.
Уральские СМИ вспоминают о попытке Александра Хабарова противостоять кавказской (точнее, тбилисской) группировке с большими московскими и международными связями, которая хотела "взять" регион. В сентябре в центре Екатеринбурга у гостиницы "Большой Урал" состоялась прогремевшая на всю страну сходка, на которой депутат гордумы и лидер ОПС "Уралмаш" заявил, что "не допустит второго Беслана" и не пустит на Урал наркотики. По мнению ряда экспертов, после этой сходки судьба Александра Хабарова была предопределена - из Москвы, из Совета Федерации последовала команда "разобраться". Если это так, то странными методами разбирается СФ. Хотя, конечно, летальный исход мог первоначально и не рассматриваться. Не исключено, что в дело могла вмешаться и некая третья сила, заинтересованная в переделе собственности на Среднем Урале.
Малоубедительной выглядит версия прямого злого умысла со стороны правоохранительных органов, решивших (возможно, не без подсказки сверху) разобраться с криминальными авторитетами, идущими во власть любой ценой и любыми средствами - если не получается законными, то хоть такими. Это напоминает известную легенду о тайной организации "Белая стрела", ходившую в начале 90-х. Тем не менее и такая версия обсуждается всерьез, хотя наблюдатели отмечают ее полную бесперспективность в отработке самих органов.
Наконец, есть версия политического заказа. Так, некоторые обозреватели отмечают возможность существования плана дестабилизации общества и понижения статуса госструктур, что, собственно, убийством А.Хабарова в стенах такого госучреждения, как СИЗО, и было достигнуто. Заказчики же могут сидеть вовсе не в московских или тбилисских офисах, а, например, в лондонских или нью-йоркских.
Как бы то ни было, по прошествии двух недель ясности в этом деле не прибавилось. Разве что стало известно, что представители ОПС "Уралмаш" провели свою экспертизу тела и якобы обнаружили кровоподтеки на кистях рук, что свидетельствует о насильственном характере смерти лидера группировки, то есть - общественно-политического союза. Более подробно о результатах этой экспертизы ничего не известно, но вывод очевиден и на основании имеющейся информации: уже в ближайшее время в регионе может начаться новый этап криминальных войн.