|
В текущем году консорциум АМОК (Азербайджанская Международная Операционная Компания), разрабатывающий нефтеносный блок "Азери-Чираг-Гюнешли" на азербайджанском шельфе Каспия, предполагает выйти на уровень суточной добычи в 227 тыс. баррелей. Между тем для рентабельности нефтепровода БТД по нему нужно прокачивать не менее 1 млн баррелей в день (50 млн т в год). Такой уровень добычи компания собирается обеспечить к 2009 году. Однако, похоже, участники консорциумов АМОК и BTC Co сами не верят в реальность подобных планов (раз за разом проваливающихся) – иначе трудно объяснить их упорное стремление получить в будущем для трубы до Джейхана еще казахстанскую и даже российскую нефть (в декабре президент АМОК Дэвид Вудворд заявил, что переговоры на этот счет ведутся с ТНК-BP). А ведь помимо 50 млн т для БТД нужно еще 8-10 млн т для загрузки нефтепровода Баку – Супса. Такого количества сырья на экспорт из и через Азербайджан может не быть еще лет 10, а то и более.
Основные надежды возлагаются, конечно, на Казахстан. Сейчас из казахстанского порта Актау в Баку ежегодно транспортируется всего 3,5-4 млн т нефти. Тем временем строятся планы завернуть в этом направлении значительную часть – не менее 20 млн т в год – "большой" нефти с перспективных шельфовых месторождений в казахстанском секторе Каспия. Так, существует проект строительства к 2009 г., когда должна пойти первая нефть с Кашаганского месторождения, нового терминала в Курыке (в 76 км юго-восточнее Актау). На первом этапе объемы перевалки нефти через этот порт могут составить 7,5 млн т в год, а впоследствии возрасти до "искомых" 20 миллионов. Заинтересованность в проекте вроде бы проявляют компании ENI, TotalFinaElf, ConocoPhilips и Inpex, участвующие в разработке Кашаганского месторождения и одновременно входящие в консорциумы АМОК и BTC Co. Однако соответствующее межправительственное соглашение между Казахстаном и Азербайджаном, переговоры о котором тянутся третий год, не подписано; более того, Астана явно занимает в отношении своего участия в проекте БТД выжидательную позицию. Зато полным ходом идет строительство экспортного нефтепровода из Западного Казахстана в противоположном направлении – в Китай. Весьма вероятно, что именно Поднебесной достанется в итоге львиная доля нефти с казахстанских морских месторождений.
В любом случае, действительно "большая" нефть с этих месторождений пойдет еще очень не скоро. Поэтому делаются попытки "перехватить" ту нефть из Казахстана, которая экспортируется через Россию. Речь прежде всего идет о сырье с Тенгизского месторождения, переправляемом по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийск. Мощность первой очереди этого нефтепровода – 28 млн т в год, в перспективе – 67 млн тонн. Из 24 млн т, прокаченных по нему в прошлом году, на долю консорциума "Тенгизшевройл" пришлось 13,5 миллиона. Планируется, что в 2006 г. Тенгиз даст уже 25 млн тонн. В конце прошлого года появилась информация о переговорах между BTC Co и "Тенгизшевройл" об экспорте части тенгизской нефти (на первых порах 5-8 млн т в год) через Джейхан.
Тем примечательней, что практически день в день с сообщением об очередной задержке строительства нефтепровода БТД было распространено заявление главы Евразийского отделения ChevronTexaco Гая Холлингсуорта, в котором подтверждается приоритетность для этой американской компании трубопровода КТК. Напомним, что ChevronTexaco выступает оператором тенгизского проекта (ей принадлежит 50% в "Тенгизшевройл" и 15% в КТК). По словам Холлингсуорта, доведение трубопровода КТК до его полной проектной мощности является для ChevronTexaco "ключевой задачей", а спекуляции в прессе на тему, что компания якобы поощряет "Тенгизшевройл" к поиску долгосрочных договоренностей об использовании трубы БТД, "основаны на неверной информации". "Мы продолжим выполнять наши существующие обязательства по поставкам и увеличенные обязательства после расширения мощности КТК", – говорится в заявлении.
Выход КТК на проектную мощность полностью перекроет транспортные потребности "Тенгизшевройл". Более того, у Казахстана вообще могут возникнуть проблемы с выполнением своих обязательств по нефтяным поставкам по всем российским и китайскому маршрутам (а ведь есть еще планы наращивания поставок по своповым схемам в Иран). Если что и попадет тогда в БТД, то жалкие капли. Правда, помешать наращиванию объемов перевалки нефти через Новороссийск могут турецкие козни в проливах Босфор и Дарданеллы. Так, недавно турки ввели очередные ограничения на прохождение нефтеналивных танкеров. Но то, что нельзя преодолеть, можно обойти – сегодня существует целый ряд обходных транспортных проектов. И тут уместно вспомнить о нефтепроводе Одесса – Броды, который несколько лет простоял пустым, а с прошлого лета используется компанией ТНК-BP в реверсном режиме, что очень не нравится новой украинской власти.
Направление использования этой трубы до сих пор трактовалось политиками как "европейский" или "российский" государственный выбор Украины. Причем не только украинскими политиками: ставя вопрос именно в таком ракурсе, и Евросоюз, и, что особенно интересно, США всячески пытались не допустить принятия Киевом решения о реверсе. Между тем европейский выбор становится российским и одновременно антиамериканским, если Броды связать с Новороссийском. Ну а проект БТД, в свое время фактически "продавленный" Вашингтоном, пусть останется грандиозным памятником, используя ленинское выражение, "первенства политики над экономикой".