Президент и Театр договорились

Читать в полной версии →
Сегодня в Кремле состоялась встреча президента РФ с российскими театральными деятелями. Темой обсуждения стала "реформа театра", предложенная МЭРТ. Результат - надежда на компромисс и взаимопонимание




Сегодня в Кремле состоялась встреча президента РФ с российскими театральными деятелями. Темой обсуждения стала "реформа театра", предложенная Министерством Экономического развития. Среди приглашенных были Александр Калягин, Олег Табаков, Марк Захаров, Валерий Фокин, Юрий Соломин, Кирилл Лавров, директор "Эрмитажа" Михаил Пиотровский.

Закон о реструктуризации бюджетного сектора культурной сферы был подготовлен МЭРТ якобы в соответствии с пожеланиями театральных руководителей. До того как преподнести деятелям искусства достойных проект, Герман Греф произнес сакраментальную фразу: "Вредить театру? Да это же членовредительство!" Фраза была понята буквально и многих обнадежила. Каково же было возмущение актеров и режиссеров, когда им представили реформу, где не было учтено ни одно их пожелание.

МЭРТ предлагал упразднить право бюджетных учреждений культуры самостоятельно распоряжаться средствами из внебюджетных источников. Также в документе были упомянуты три новых формы существования театров: с госбюджетным финансированием, но без внебюджетных денег и под строгим контролем учредителя за доходами и расходами; как автономные образования, имеющие право на различные виды деятельности, за которые государство не несет ответственности; как полностью самостоятельные. Если театр признавался несостоятельным, его могли бы закрыть и в здании организовать дискотеку или казино. Кроме того, планировалось также создание попечительского совета, который имеет неограниченные функции контроля за репертуаром и средствами театра.

СТД предложил ведомству Германа Грефа отозвать законопроект. 9 февраля председатель Союза Александр Калягин обратился с письмом к премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову, в котором просил поспособствовать в разрешении конфликта. Вместо Фрадкова поспособствовать решил сам президент, и, судя по всему, театральные деятели остались довольны результатом.

В интервью радио "Свобода" Александр Калягин заявил: "Путин сразу все понял". По словам Калягина, речь шла о трех вещах. Первое - это правовая форма, в которой должен существовать театр. Она должна выбираться коллективом: хотите - идите в свободное плавание, хотите - идите на бюджетное финансирование, - этот вопрос должен решать учредитель совместно с коллективом. Второе – Попечительный совет. Михаил Пиотровский предложил назвать этот орган Наблюдательным советом с включением представителя театра, о чем заявил сам президент. Этот Наблюдательный совет будет отвечать только за финансово-экономическую деятельность, ни во что другое не вмешиваясь. Третье - это бюджетное финансирование обязательное со стороны государства, о чем президент также обещал позаботиться.

Кроме этого, президент заявил о необходимости создания условий развития театров и обеспечения гражданам доступа к ним. Он заверил театральных деятелей в том, что реформа театральной сферы будет постепенной. Александр Калягин пообещал поработать "над внесением поправок в законопроект". В свою очередь художественный руководитель Большого драматического театра имени Товстоногова Кирилл Лавров отметил, что "самое главное в театре -- определить, кто должен говорить "это хорошо, а это плохо"... Если надо ликвидировать театр, кто скажет, что закрывать надлежит именно этот, а не какой-либо другой?"

Выбор читателей