|
Закон о реструктуризации бюджетного сектора культурной сферы был подготовлен МЭРТ якобы в соответствии с пожеланиями театральных руководителей. До того как преподнести деятелям искусства достойных проект, Герман Греф произнес сакраментальную фразу: "Вредить театру? Да это же членовредительство!" Фраза была понята буквально и многих обнадежила. Каково же было возмущение актеров и режиссеров, когда им представили реформу, где не было учтено ни одно их пожелание.
МЭРТ предлагал упразднить право бюджетных учреждений культуры самостоятельно распоряжаться средствами из внебюджетных источников. Также в документе были упомянуты три новых формы существования театров: с госбюджетным финансированием, но без внебюджетных денег и под строгим контролем учредителя за доходами и расходами; как автономные образования, имеющие право на различные виды деятельности, за которые государство не несет ответственности; как полностью самостоятельные. Если театр признавался несостоятельным, его могли бы закрыть и в здании организовать дискотеку или казино. Кроме того, планировалось также создание попечительского совета, который имеет неограниченные функции контроля за репертуаром и средствами театра.
СТД предложил ведомству Германа Грефа отозвать законопроект. 9 февраля председатель Союза Александр Калягин обратился с письмом к премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову, в котором просил поспособствовать в разрешении конфликта. Вместо Фрадкова поспособствовать решил сам президент, и, судя по всему, театральные деятели остались довольны результатом.
В интервью радио "Свобода" Александр Калягин заявил: "Путин сразу все понял". По словам Калягина, речь шла о трех вещах. Первое - это правовая форма, в которой должен существовать театр. Она должна выбираться коллективом: хотите - идите в свободное плавание, хотите - идите на бюджетное финансирование, - этот вопрос должен решать учредитель совместно с коллективом. Второе – Попечительный совет. Михаил Пиотровский предложил назвать этот орган Наблюдательным советом с включением представителя театра, о чем заявил сам президент. Этот Наблюдательный совет будет отвечать только за финансово-экономическую деятельность, ни во что другое не вмешиваясь. Третье - это бюджетное финансирование обязательное со стороны государства, о чем президент также обещал позаботиться.
Кроме этого, президент заявил о необходимости создания условий развития театров и обеспечения гражданам доступа к ним. Он заверил театральных деятелей в том, что реформа театральной сферы будет постепенной. Александр Калягин пообещал поработать "над внесением поправок в законопроект". В свою очередь художественный руководитель Большого драматического театра имени Товстоногова Кирилл Лавров отметил, что "самое главное в театре -- определить, кто должен говорить "это хорошо, а это плохо"... Если надо ликвидировать театр, кто скажет, что закрывать надлежит именно этот, а не какой-либо другой?"