|
Поразительно, с каким желанием и неподдельным интересом мальчишки и девчонки работают на уроках. "Как вы справляетесь с этими сгустками энергии?" – спрашиваю я у преподавателя английского языка Елены Владимировны. "Проводим уроки в форме соревнований, они их обожают. Ставим мюзиклы на школьной сцене". Любимый предмет у многих – математика, а еще история, английский, информатика... Маленькие максималисты, они хотят успеть везде – и успевают!
Зажигательную тарантеллу участницам танцевального коллектива хочется показать не только на школьной сцене, но и на международном фестивале в Сочи. Мальчики обожают футбол и баскетбол – и весной поедут играть в Испанию! "В этом возрасте дети очень подвижны, много времени проводят, играя в футбол, теннис – настольный и большой", – говорит классный руководитель одного из пятых классов. Набегавшись, спортсмены собираются с мыслями за шахматами.
Творческая энергия детей находит выход даже на прогулках – зимой они любят строить снежные крепости и лабиринты. Симпатия к противоположному полу еще не получила адекватного выражения: мальчики бросают снежками в понравившихся девочек, а те не всегда догадываются, что это выражение симпатии. "Они прибегают ко мне в слезах и жалуются на мальчишек. Девочка моя, но он же к тебе неравнодушен, объясняю я. И они расцветают и убегают счастливые!" – рассказывает учитель второй половины дня Светлана Маратовна.
Ученики Ломоносовской школы много читают, на конкурсах чтецов они всегда в числе первых. Надо ли говорить, что история и литература – в числе любимых предметов. Любознательные и открытые, ребята засыпают учителей вопросами, а после уроков читают что-нибудь из серии "Всемирная история". Мальчишки бредят подвигами и приключениями, зачитываясь романами Дюма. Любимые занятия девочек – танцы, батик, пение.
"Пятый класс – это возраст сразу после детства, которое только-только закончилось, а подростковый возраст еще не начался", – говорит школьный психолог Анна Сергеевна Кривцова. На уроках психологии наши герои обожают слушать сказки. "Они совсем еще дети, на уроки любят приносить свои игрушки и сажать их рядышком на парту. Главная задача этого возраста – расстаться с детской позицией. Мы читаем вместе сказки о том, что к детству всегда можно и даже нужно возвращаться, детство не уходит, оно остается в нашем сердце".
Однако психологи школы понимают, что в этом возрасте в детях идет огромная внутренняя работа. На уроке психологии "Мой внутренний мир" ребята пишут: "Внутренняя сила проявляется в том, что человек умеет сочувствовать и помогать другим" (Дина); "Плохие мысли делают плохие дела" (Андрей); "Внутренняя сила – в чувстве юмора, которое помогает мне найти друзей и не грустить" (Степан); "Моя внутренняя сила сильнее физической. Если веришь в себя, то все получится" (Алмаз).
Вхождение во взрослую жизнь связано с установлением новых контактов, поиском друзей. Учитель отходит на второй план, на первый план выходят сверстники. На уроках внеклассного чтения ребята признаются, что "Маленький принц" Сент-Экзюпери "проникает прямо в сердце". "Больше всего меня поразило слово "приручить" – давно забытое понятие, означающее "создать узы", – пишет Георгий.
5-й класс – это новая ступень в жизни ребенка, в каком-то смысле, второе рождение. Классного руководителя, педагогов, психологов волнует все: каждое достижение и каждая проблема ребенка, его здоровье, его общение с одноклассниками. "Родители называют нас ангелами-хранителями детей", – говорят классные руководители.
С грустью вспоминаю свой 5-й класс. Сколько же возможностей было упущено! Просто потому что мои учителя работали по принципу: "хочешь – учись, не хочешь – не надо", а уж о раскрытии талантов и речи не шло.
"Моя душа творит" – пишут пятиклассники из Ломоносовской школы о себе. Читаю – и ловлю себя на том, что искренне завидую этим мальчишкам и девчонкам...