|
Россияне, может, и любят мороженое, но не едят его. В отличие от многих других бурно развивающихся продуктовых категорий, этот сегмент молочной отрасли последние несколько лет находился на грани стагнации: ежегодный рост производства не превышал 3-4%. А в прошлом году и вовсе случилось падение: по данным Государственной службы статистики, в 2004 г. было произведено 377494 т мороженого, что на 2,5% меньше аналогичного показателя предыдущего года. Основную причину такого положения дел представители отрасли видят в неблагоприятных погодных условиях и недостаточно развитой культуре потребления холодного лакомства. Как показало исследование рынка, проведенное по заказу Союза мороженщиков России в преддверии выставки "Мир мороженого и холода – 2005" и проходящего в ее рамках съезда мороженщиков России, 82% из 50 опрошенных производителей именно погодный фактор считают главным виновником снижения объемов производства. Традиционно больше всего мороженого продается в летний период. А лето в наших краях, и само-то по себе короткое, уже давно не балует россиян особо жаркими днями.
Спасением в данном случае может стать "семейное" мороженое большого объема, в ведерках и "тазиках", предназначенное для употребления в домашних условиях, следовательно, менее зависимое от капризов природы. Собственно, семейный сегмент, по мнению мороженщиков, и будет наиболее активно развиваться в текущем году. Правда, помехой его росту грозит стать отсутствие у многих россиян холодильников с достаточно вместительными морозильными камерами для хранения таких упаковок, считает вице-президент группы компаний "АльтерВест" Алексей Дробинин. Однако, по словам управляющего производством центрального региона компании "Талосто" Николая Васюкова, хотя доля таких холодильников пока действительно мала, она постоянно расширяется. С другой стороны, отличительной особенностью России является популярность мороженого в брикетах по 500 г, которые также приобретаются "для дома" и легко умещаются даже в маленький морозильник.
Как бы то ни было, все участники рынка сходятся в одном: отношение соотечественников к потреблению мороженого необходимо менять – от "уличного" к более "цивилизованному". Так, например, в России никак не приживется культура наслаждаться мороженым в специализированных кафе. Еще в советские времена предпринимались попытки создания подобных заведений, вспоминает председатель правления Союза мороженщиков России Вячеслав Выгодин, но они носили, скорее, имиджевый характер и были убыточными. Единственным исключением стала сеть "Баскин Роббинс", возможно, не в последнюю очередь благодаря рекламе, а также удачно выбранному времени выхода на рынок. Первые кафе американской компании появились в наших пенатах в тот период, когда даже в Москве еще не было достаточного количества развлекательных центров и вообще мест, где можно было бы провести свободное время всей семьей. На сегодняшний день эта сеть насчитывает около 110 точек от Киева до Дальнего Востока и, по словам директора фабрики мороженого "Баскин Роббинс" Владимира Егорова, "неплохо работает". Однако желающих примкнуть к цепочке не так уж много, признает он. Тем не менее, компания планирует открыть в 2005 г. еще 12-15 новых точек.
А вот другая сеть, созданная группой компаний "Рамзай" и изначально тоже позиционировавшаяся как кафе-мороженое, вынуждена была поменять формат и расширить ассортимент. Сейчас это кафе-рестораны, где, в том числе, можно заказать и мороженое, поясняет директор бизнеса мороженого "Рамзая" Олег Коваленко. Они не соответствуют основному бизнесу компании и, скорее всего, будут проданы. Правда, совсем отказываться от выпуска весового мороженого "Рамзай" не собирается. "У нас есть планы распространения этой продукции через московские кафе и рестораны. Сейчас налаженной системы дистрибуции мороженого в такие заведения нет, но со временем здесь откроется большая ниша. Хотя пока культура потребления мороженого в России не ресторанная. Может быть, "Мега" и аналогичные центры отдыха и развлечений будут способствовать ее развитию", – говорит Олег Коваленко.
Впрочем, надеждами на помощь "Меги" и ее собратьев производители мороженого не ограничиваются. Они намереваются сообща рекламировать отрасль на общероссийском уровне, тем более что незначительная рекламная поддержка продаж была названа четвертой среди основных причин падения рынка. Союз мороженщиков сообщил о том, что работа по проведению рекламной кампании мороженого в 2005 г. уже организована, в частности, утвержден состав рабочей группы по ее подготовке и проводится конкурс на лучшее творческое решение (на сегодняшний день получены предложения от 6 рекламных агентств). Для российского рынка мороженого актуальны также и те проблемы, с которыми сталкивается весь мир. Снижение рождаемости приводит к сокращению самой преданной категории потребителей – детей до 15 лет. При этом все возрастающую конкуренцию мороженому составляют шоколадные изделия, безалкогольные напитки, чипсы, а среди подростков и взрослых – еще и пиво.
И, наконец, еще одной критической для отрасли проблемой является рост себестоимости мороженого (в первую очередь, из-за изменения тарифов на энергоносители и воду), с одной стороны, и жесточайшая ценовая конкуренция (то есть демпинг) между производителями – с другой. Хотя на конечную стоимость мороженого это не сильно влияет, она постоянно растет, и как ожидается, к весне увеличится еще примерно на 10%, что также вряд ли добавит рынку оптимизма. На сегодняшний день в России существует около 300 предприятий, выпускающих мороженое. Как полагают эксперты, их чрезмерным количеством во многом и обусловлена стагнация отрасли. А потому неизбежна ее консолидация. Так что в ближайшем будущем рынок ждет череда слияний и поглощений. Этому процессу будет способствовать и новый ГОСТ, вступивший в силу 1 января 2005 г. и ужесточающий требования к составу и производству мороженого. "Наступивший год будет проблематичным для мелких предприятий, могут даже начать закрываться фабрики", – отметил Вячеслав Выгодин.