|
Насколько уменьшились в объеме их кошельки, подсчитать не сложно. Даже если не брать в расчет кратковременный период стабильности доллара на отметке 29 руб., его падение за прошедший год составило 3%. Инфляция за тот же период достигла 11,7%. Таким образом, за один только 2004 г. покупательная способность "американизированных" зарплат, по самым скромным подсчетам, снизилась почти на 15%. А общая сумма потерь за 2 года практически непрерывного пикирования валюты с портретами американских президентов впечатляет еще больше – 32%, то есть, почти треть. При этом рублевые зарплаты уменьшились "всего" на 24%, а зарплаты, номинированые в евро, – примерно на 10%. И это только если ориентироваться на официальные данные по инфляции. На самом же деле цена на многие повседневные товары (включая продукты питания), а также на проезд общественным транспортом за означенный период выросла почти в два раза. Да и услуги ЖКХ подорожали явно больше, чем на 24%.
Правда, согласно все тем же официальным данным Госстатистики, и зарплаты россиян растут довольно бодрыми темпами. По предварительным подсчетам, в 2004 г. в реальном выражении (то есть с учетом инфляции) они увеличились на 10,9%. Вот только значительная доля самих россиян роста этого совсем не почувствовала. Впрочем, уличить федеральную статистическую службу во лжи тоже никак нельзя. Просто опирается она, прежде всего, на данные об окладах армии бюджетников, которые действительно растут, рублей этак на 100-150 каждый месяц. А поскольку в абсолютном выражении зарплаты эти весьма скромные, общая картинка действительно выходит довольно радужной. Добавляет "оптимизма" и продолжающееся, хотя и медленно, "отбеливание" зарплат: неумолимой статистикой сей вывод доходов из тени также учитывается как их повышение.
Вообще-то, согласно букве закона, работодатели просто обязаны индексировать сотрудникам зарплаты, в том числе и валютные, в связи с ростом потребительских цен (ст.134 Трудового кодекса). Однако на деле добиться этого затруднительно, хотя бы потому, что львиная доля выплат продолжает оставаться "серой". Так что увеличение окладов зависит исключительно от диктата кадрового рынка и доброй воли руководства. По словам представителей кадровых агентств, большинство компаний не спешат откликнуться на злоключения доллара в России. "Конечно же, недовольство сотрудников растет, но руководство многих компаний до сих пор не реагирует на изменение ситуации, – говорит Валентина Агуреева, координатор по связям с общественностью Kelly Services. – По-прежнему не ясно, что является оптимальным инструментом решения этого вопроса: введение внутреннего курса доллара или перевод зарплаты в евро. Это должно быть решение менеджмента, которое принимается на долгое время и имеет огромное значение для стратегического развития компании". " Немногие компании-работодатели отреагировали на падение курса доллара, – соглашается с коллегой руководитель проекта "Обзоры заработных плат" агентства АНКОР Екатерина Варга. – На момент проведения последнего обзора заработных плат АНКОРа (ноябрь 2004 г.), в котором приняли участие 58 компаний, около 60% из них имели заработную плату, зафиксированную в долларах (см. таблицу). По результатам нашего опроса, проведенного годом ранее, доля компаний, рассчитывавших заработную плату в долларах, была примерно такой же".
Заметим, что, судя по этой таблице, доля компаний, предпочитающих номинировать зарплату в долларах, за прошедший год не только не уменьшилась, но вовсе даже наоборот. Правда, справедливости ради надо заметить, что одновременно появились компании, которые переводят оклады в евро, пусть даже для небольшой части сотрудников. По данным компании Begin Group, доля таких компаний даже немного больше – около 7%.
По словам руководителя отдела информационной поддержки кадрового менеджмента компании Begin Group Анастасии Каслиной, не проводя радикальных изменений в своей зарплатной политике, компании все же стремятся избежать недовольства сотрудников и, так или иначе, стараются смягчить ситуацию. "Объективной статистики о том, какой процент компаний изменил систему исчисления заработных плат, фактически сейчас найти невозможно. Многие компании вообще предпочитают не отвечать на такие вопросы, – говорит она. – Чаще всего компании прибегают к ежегодному пересмотру размера заработной платы в соответствии с поведением валютных курсов. Кто-то просто фиксирует курс доллара на определенном уровне, кто-то поднимает долларовую зарплату на определенный процент с определенной периодичностью, кто-то предлагает другие инструменты мотивации (например, соцпакет: страхование, путевки и т.п.), некоторые компании выплачивают бонусы. Российские фирмы в такой ситуации оказываются мобильнее, так как им не требуется длительного согласования с головным офисом на Западе".
Впрочем, валютно-зарплатные перипетии пока не заставили людей массово выходить на рынок труда в поисках лучшей доли. "Бурной реакции персонала компаний на падение курса доллара и снижения покупательной способности зарплаты мы не наблюдаем. Вероятно, падение должно быть более драматичным, чтобы повлечь за собой повышение мобильности персонала в поисках более выгодных предложений о работе. Сейчас в среднем специалисты и менеджеры среднего звена работают в одной организации около 2-3 лет", – отмечает Екатерина Варга. Возможно, это объясняется именно тем, что компаний, трепетно заботящихся о доходах своих сотрудников, крайне немного, и вакансий в них на всех не хватит.