|
Неудивительно, что тамошние медики всерьез задумываются над тем, как облегчить существование ВИЧ-инфицированных, поскольку наличие вируса иммунодефицита все чаще становится препятствием к браку. Тут же и кастовые ограничения, да и не ходят, обычно, за первого встречного, людям еще подавай, чтоб красивый был(а).
В Индии ВИЧ – клеймо позора, и многие инфицированные скрывают это от своих близких. "Если они узнают, это разобьет их сердце" – знакомый текст, не так ли? Но как быть, если и тело, и социальные устои, и старушка-мама со своей старой песней о главных в ее жизни внуках тут же? И снова с намеками на разбитое сердце... Все чаще такие индийцы прибегают к услугам 65-летней Сунити Соломон, врача-микробиолога, ведущему специалисту по СПИДу в стране. В силу своей профессиональной деятельности она знает тысячи ВИЧ-инфицированных, в том числе и тех, кого жизнь и условия ее подталкивают к поиску супруга (и).
"Браки в Индии устраивают, небеса здесь ни при чем", – говорит д-р Соломон и вполне успешно сочетает современную медицину с древними традициями индийского сватовства. Ее успехи очевидны: Сунити Соломон познакомила два десятка пар, где оба супруга – ВИЧ-инфицированные. Но госпожа врач пошла дальше: используя новейшие медицинские методики и технику искусственного оплодотворения у себя в клинике при Центре изучения СПИДа в Мадрасе, она помогла появиться на свет 50 здоровым детям. Их матери инфицированы, сперма – донорская, потому что мужья также являются носителями страшного вируса. Еще две сотни здоровых детей родились у инфицированных матерей (отцы здоровы).
Одна из целей клиники в Мадрасе – предотвращение браков инфицированных мужчин с неинфицированными женщинами. Зачастую о том, что они инфицированы, молодые индийцы узнают только тогда, когда проходят тест на СПИД перед отъездом на работу за границу. Д-р Соломон проводит с таким молодым человеком беседу, говорит о необходимости сообщить женщине, что он инфицирован, либо рассмотреть возможность женитьбы на носительнице ВИЧ.
Индия – клубок противоречий и кастовых схем поведения. Врачи рекомендуют использование презервативов, но многие пары хотят детей или от них этого требуют. "Если я заражусь, вирус убьет меня через 10 лет. Но если я не рожу, меня выкинут на улицу через год", – объясняют пациентки свои проблемы. Поэтому неинфицированным женщинам при муже-вирусоносителе предлагается вариант оплодотворения донорской спермой: "Вы делаете вид, что это ребенок вашего мужа. Свекровь счастлива".
Труднее, когда женщина и слышать не хочет о доноре. Тут приходится идти на риск, который в мадрасской клинике считают оправданным. Полгода муж принимает специальные антивирусные препараты, потом семейной паре сообщают, когда они на неделю могут забыть о презервативе. "Пару лет назад такую методику назвали бы неэтичной", – признает д-р Соломон и добавляет, что было предпринято четыре попытки: родилось трое здоровых детей и один мертвый ребенок. Матери не заразились.
Остается добавить, что через клинику, в которой практикует Сунити Соломон, прошло уже около 18 тыс. пациентов. На этом фоне 20 созданных семейных пар – вроде бы негусто, но, учитывая местную специфику, Wall Street Journal называет деятельность индийского врача подвигом Геракла.