|
Erasure были одной из самых популярных синти-поп групп, возникших в 80-е. Кое-кто помнит те времена, когда их пластинки с хитами вроде "A Little Respect", "Who Needs Love Like That" и "Oh, L'amour" достигали платинового статуса. А затем наступила эпоха повального увлечения гранджем, и всем сразу стало как-то не до поп-коллективов. Исключениями, оставшимися на плаву, были либо самые-самые талантливые, либо те, кто оперативно переиначил свою музыку под новые веяния. Erasure в этом смысле не очень повезло. Они продолжали работать, записывались и издавались, но процесс был скорее вялотекущим. Пару лет назад Белл и Кларк предприняли еще одну попытку вернуться "в струю" и сделали альбом кавер-версий "Other People's Songs", который был очень благодушно воспринят как фанами, так и критикой. Нынешний релиз – впервые за почти 8 лет – содержит оригинальный материал. Сложно что-то новое сказать о музыке, которая вторична просто в силу своей "исторической обреченности". Напрашиваются сравнения с недавно "обозренными" BWO: Энди Белл поет почти так же, как Мартин Ролински, да и в плане музыки творения Erasure от музыки Барда недалеко ушли. Дело, скорее, в отношении к процессу: Бард записывает "поп-трэш" и при этом искренне смеется сам над собой; Белл делает, по сути, такой же поп-трэш, но с необыкновенно серьезным лицом и намерениями, отчего продукт сильно теряет в глазах потенциального потребителя.
(***)
Kari Rueslatten – "Other People's Stories" (2004)
Кое-кому из москвичей посчастливилось в октябре 2003 г. попасть на ее концерты, однако большинству российских слушателей Кари Руэслаттен известна прежде всего по удачному альбому "Pilot", сравнительно недавно переизданному и у нас. Кстати, тем, кто помнит эту пластинку, долгих объяснений не потребуется: "дочь викингов" с успехом продолжает эксплуатировать ходы и ощущения, подобранные ею в прошлый раз. Эксплуатирует и развивает: прежде на творчество ее вдохновляла суровая северная природа, эта пластинка стала собранием "историй других людей". Музыка Кари слишком непроста и многоуровнева, чтобы числить ее лишь по "готическому" ведомству. Уже известные слушателю гармонии здесь заметно обогатились элементами "мягкого" industrial и contemporary jazz, граничащим с седативным эмбиентом. "Атмосферное" настроение, создаваемое пластинкой, под стать обложке: холодный ветер с фьордов еще в силе и злится, но все напрасно: когда за Полярным кругом солнце поднимается над горизонтом и можно взять его в ладони, значит – весна уже на подходе...
(****)
The Stranglers – "Coup De Grace" (1998/2004)
После ухода Хью Корнуэлла в 1990 г. Stranglers стали звучать по-особому, иногда весьма непривычно. Вот, скажем, эту пластинку 1998 г. удобнее всего рассматривать не как альбом классической панк-группы "Душители", а как эксперимент, притом вполне удавшийся. Stranglers вообще часто занимались темами, далекими от панка, в результате чего получались такие диски как, например, "Aural Sculpture" 1984 г. (там они заигрывали с вошедшим тогда в моду нью-вейвом). Но основная задача панк-идеологии, как всегда, была выполнена на ура: истеблишмент был оплеван с ног до головы. Диск "Coup De Grace" получился также весьма разноплановым. Черты старого стиля угадываются только в заглавном треке; в остальном диск состоит из среднетемповых философских излияний на тему "как страшно жить". Хотя, казалось бы, панк-группе с почти 30-летней историей пора уже перестать чему-либо ужасаться.
(***)
Edenbridge – "Shine" (2004)
Так уж повелось в последние годы, что каждая, даже относительно новая группа, в которой место за микрофонной стойкой занимает дива с вокалом альтового (а еще лучше – сопранового) диапазона, неизбежно попадает под сравнение с финнами Nightwish и огульно зачисляется в их последователи (в лучшем случае) либо – в беззастенчивые подражатели, как это произошло, например, с тайваньскими (!) пауэр-металлистами Seraphim. Не избежал поначалу подобной участи и квартет Edenbridge, образованный в Австрии в 1998 г. и тогда же взявший курс на добротный "эпический" power-metal. Музыкантам повезло с самого начала, когда на группу обратил внимание известный музыкант и продюсер Дэннис Уард (Pink Cream-69) и взял ее "под свое крыло". Последний альбом Edenbridge записывали также при участии Уарда, что впрямую сказалось на результате: одиннадцатитрековое размашистое, мелодически яркое полотно с плотным симфопауэрным саундом и "жирными" клавишами и струнными еще раз подтверждает, что титул "самых успешных последователей Nightwish" Edenbridge носят абсолютно заслуженно.
(****)
Spock's Beard – "Octane" (2005)
В названии диска зашифрован и его порядковый номер: "Octane" стал восьмым студийным релизом в дискографии калифорнийских прог-рокеров – записанным, как и предшественник "Feel Euphoria", вчетвером: основные вокальные партии вновь исполнил барабанщик Ник Д'Вирджилио. Однако в целом звучание группы претерпело на данном альбоме некоторые отличия – одной из причин, приведших к этому, по словам Ника (фактически принявшего на себя лидерство), стал неожиданно проснувшийся у басиста Дэйва Мероса талант к сочинительству – ему группа обязана несколькими более жесткими номерами вроде "Surfing Down the Avalanche" и "Climbing Up That Hill". С другой стороны, в сегодняшнем саунде "бородачей" значительно увеличилась доля меллотрона, вызывая ассоциации в первую очередь с Genesis'овскими нетленками вроде "Foxtrot" или "The Lamb Lies..." ("The Ballet Of The Impact", "Letting Go/Of The Beauty Of It All"), Floyd'овской акустикой ("I Wouldn't Let It Go") или даже пространственно-временными путешествиями в компании "малинового короля" ("NWC"). Мощная и красивая баллада "She's Everything" с "цепляющим" гитарным соло просто обязана понравиться как приверженцам "чистого" арт-рока, так и большинству не утерявших сентиментальности "металлистов".
(***)
Пластинки для обзора предоставлены компаниями "SBA Gala Records" (1), "CD-Maximum" (2,3), "Art Music Group" (4) и концерном "Группа Союз" (5).