|
Фестиваль родился в рамках программы "Новая драма" (одним из учредителей которой является "Театр.doc") в сентябре 2004 года. Тогда организаторы решили показать отечественному зрителю фильмы, которые он никогда не увидит по телевизору. Публике понравилось, и фестиваль решили сделать ежегодным. Организатором выступил все тот же "Театр.doc", прославившийся спектаклями в документальной технике (авторы делают тексты из собранных на определенную тему интервью).
На конкурс прислали около 300 фильмов, снятых за последние 2 года, из которых Борис Хлебников (режиссер фильма "Коктебель") и критик Алена Солнцева выбрали 50 лент. Среди них оказались игровые и документальные картины, снятые как мастерами, так и студентами и просто любителями. В игровых проектах часто были заняты непрофессиональные или неизвестные актеры.
"Для меня отобранные фильмы – это прежде всего те, которые хочешь показать своим друзьям", - объясняет свои критерии отбора Алена Солнцева. "Мы пытались отобрать те фильмы, которые как магнитом притягивает к документальному материалу", - добавляет Борис Хлебников.
Для удобства программу разбили на несколько блоков: "Война", "Женщины", "Работа", "Дом", "Выбор". При этом в конкурсе принимали участие картины, снятые самыми молодыми участниками. Работы признанных мастеров, среди которых Павел Медведев, Сергей Лозница, Марина Разбежкина, Сергей Дворцевой, участвовали в так называемой "Панораме". Правда, внутри программ конкурсные фильмы от внеконкурсных не отделялись.
Поскольку открывался фестиваль в День защитника Отечества, первыми были показаны фильмы о войне и армии. В картине "Отпуск по ранению" (режиссеры Павел Рогозин и Ольга Гуданец) авторы пытались показать, как "война рождает чудовище". Герой фильма, контрактник-спецназовец, то есть наемный убийца, заявляет: "Я не считаю себя жестоким. Дать человеку легкую смерть… Ну, не знаю… Наверное, это и есть гуманизм". Фильм "Сука" Игоря Волошина – про один будничный день на чеченской войне. Бойцы "на досуге" рассказывают анекдоты, читают матерные стишки, после чего идут в бой и обстреливают своих. В "Чистом четверге" Александра Расторгуева, вскоре после съемок которого все герои погибли в катастрофе вертолета Ми-8, солдаты отдают своей Родине не просто долг, а собственные тела, превращаясь в пушечное мясо. "Мирная жизнь" Павла Костомарова и Антуана Катина показывает трагедию войны через выживание в русской деревне двух чеченцев-беженцев, старого и молодого. Этот фильм из соображений цензуры был исключен из петербургского фестиваля "Послание человечеству". В Москве подобного, к счастью, не произошло.
Другие блоки объединяли довольно разные работы. В программе "Женщины" были представлены картины, рассказывающие о рождении ребенка у молодой бездомной пары ("Мамочки" Александра Расторгуева), о пьяных ссорах матери и дочери ("Жильцы" Ильи Сергеева), о восьмилетней девочке, брошенной матерью ("Жди" Сергея Басенко), а также сразу две истории о транссексуалах: женщине, родившейся мужчиной и сменившей пол после операции, но так и оставшейся жить в глухом селе ("Я - женщина" Натальи Журавлевой), и юноше, который мечтает изменить свой пол и жизнь ("Ее игра" Ольги Фадеевой).
В "Выборе" сгруппированы картины о современных молодых людях. Фильмы о членах партии Лимонова ("Да, смерть" Алены Полуниной), о выдвинувшем свою кандидатуру на выборах мэра рок-музыканта ("Внутренний джихад" Никиты Сутырина) и о прекрасном образце питерского стиля жизни ("Хороший парень" Митяя Слесарчука) получили спецпризы фестиваля.
В блоке "Работа" одержала заслуженную победу история о социальном работнике в США, ухаживающем за впавшим в маразм стариком ("Санитар" Юрия Лонкова). Эмигрант, вынужденный подрабатывать таким образом, не пытается показать себя сострадательной сиделкой. Этот фильм получил одно из первых мест в номинации "За честный взгляд". Впрочем, как заявили организаторы фестиваля, "у нас все места первые".
В список первых попали также киноанекдоты "Подарок" Максима Браматкина (номинация "За лучший дебют") и Lizhnu!!! Виталия Шепелева. Всем лауреатам выдали подзорные трубы, чтобы лучше обозревать просторы реальности. Фильм об учителе математики, поклоннике Сталина со специфическим взглядом на воспитание школьников ("Дорогой Маркович" Виталия Брынцева), был награжден призом зрительских симпатий. Возникла на фестивале и новая номинация – "Увличительное стекло". В этой категории с соответствующим памятным подарком победил рассказ о добровольных кладбищенских экскурсоводах - лента "Че было, то было" Ирины Волковой .
Три игровые картины, довольно уже известные в кинематографическом мире, были показаны отдельно. "Река" Алексея Балабанова, смонтированная из материала полнометражной картины, снять которую не удалось из-за гибели актрисы, повествует о любовном треугольнике больных проказой якутов, отделенных от общества и подручными средствами добывающих себе пропитание. Нашумевший Deadline Павла Руминова, недавно показанный в Роттердаме, изображает муки творчества теледраматурга, вынужденного "заказать" самого себя, чтобы вовремя сдать сценарий очередного криминального сериала. Наконец, фильм Сергея Лобана "Пыль", получивший спецприз фестиваля, - лучший пример того, что можно снять интересную и совершенно полноценную картину всего за $2 тысячи. Помимо основной программы в рамках фестиваля проводились дискуссии и круглые столы с участием практиков кино и театра, авторов фильмов и зрителей. Судя по некоторым репликам, лучшее кино пока выходит из независимых мастерских и студий. "Очень плохо учат во ВГИКе, – заявила критик Алена Солнцева. – Учат по законам, которые давно умерли". Даниил Дондурей оценил просмотренные фильмы как "слабые, но живые", и заявил, что у всего российского кинематографа проблемы с пониманием реальности, поэтому следует снимать зоны самоцензуры.
По итогам фестиваля будет выпущен DVD-диск с фильмами-лауреатами. Кроме того, дважды в месяц "Театр.doc" будет перевоплощаться в кинозал, чтобы демонстрировать зрителям действительное, как называют его организаторы форума, кино.