Фото: news.antiq.info |
На самом деле еще со времен императрицы Екатерины II белорусский Витебск находился в границах так называемой черты оседлости. Проще говоря, это был один из немногих городов русской империи, в котором разрешалось селиться евреям. Не знаю, много ли настоящих белорусов проживало в те времена Витебске, а только будущий художник был одним из девятерых детей в семье еврейского торговца селедкой и, как порядочный иудейский мальчик, свое первоначальное образование получил в хедере. Позже его первым учителем живописи стал витебский мастер Юдель (Юрий) Пэн – вполне себе светило местного значения. А жена молодого живописца, его верная подруга и муза Белла (та самая, которая обычно летает в облаках, крепко держа художника за руку), была дочерью соседского торговца ювелирными изделиями.
На первый взгляд все это не столь важно. Долгая жизнь мастера (а прожил он без малого сто лет) столь богата событиями, что творческую географию Шагала не так-то просто собрать воедино. Сперва школа при Обществе поощрения художеств и школа искусств Е.Званцевой в Петербурге. Затем Париж: тусовка в знаменитом "Улье" на Монпарнасе и первая персональная выставка в берлинской галерее журнала "Штурм". Следующая остановка – послереволюционный Витебск. Шагал – уполномоченный по делам искусств Витебской губернии. Ценой неимоверных усилий ему удается организовать в родном городе Художественное училище, которое на несколько лет станет главным оплотом советского авангарда. В 1922 г. художник едет в Каунас для организации своей выставки. Оттуда еще по каким-то делам он отправился в Берлин, потом в Париж и... навсегда "завис" за границей. В 1931 г. Марк Шагал посетил святые места в Палестине, путешествовал по Египту. В 1941-м, спасаясь от немецкой оккупации, срочно эмигрировал в США, но в 1948-м снова вернулся во Францию, где жил до конца своих дней.
Фото: news.antiq.info |
Фото: news.antiq.info |
В экспозицию вошло более 150 работ, которые охватывают весь творческий путь художника, от ранних витебских произведений до знаменитых шедевров французского периода. Помимо российских музеев в проекте участвуют французские музеи и картины из частных собраний. Внучки Шагала, Мерет Мейер-Гробер и Белла Мейер, предоставили 40 произведений из коллекции семьи художника. Среди шедевров экспозиции – известные полотна "России, ослам и другим" (1911), "Ангел с палитрой" (1927-1936), "Акробатка" (1930) и уникальный трехметровый триптих "Гостеприимство Авраама", который впервые покинет стены Национального музея в Ницце.