Большой театр закроют на три года

Читать в полной версии →
Первого июля основное здание ГАБТа, пришедшее за 150 лет в полную негодность и представляющее опасность для жизни артистов и зрителей, будет закрыто. Открыть обновленный театр планируют в I квартале 2008 года




4 марта в Атриуме Большого театра состоялась пресс-конференция, посвященная реставрации и реконструкции ГАБТа. Перед журналистами выступили руководитель Федерального агентства культуры и кинематографии Михаил Швыдкой, музыкальный руководитель театра Александр Ведерников, руководитель балета Алексей Ратманский, гендиректор ГАБТа Анатолий Иксанов, главный архитектора ЗАО "Курортпроект" Никита Шангин, зам. начальника Главгосэкспертизы Юрий Мельников и другие.

Проект реконструкции Большого театра, а также постройка нового здания Мариинки относятся к первостепенным задачам государства в области культуры. Поэтому Михаил Швыдкой предложил устраивать встречи с журналистами раз в 3-4 месяца, дабы держать общественность в курсе происходящего.

Что есть?

Есть старое здание Большого театра, построенное Альберто Кавосом в 1856 г. и за почти 150 лет пришедшее, как заметил Анатолий Иксанов, в полную негодность и представляющее опасность для жизни артистов и зрителей. С начала сезона закрыты несколько фойе, включая главное, у которого нарушена геометрия. Знаменитые колонны главного портика за несколько месяцев поднялись на 3 миллиметра. Ситуация осложняется и тем, что вокруг театра ведутся глубинные земляные работы в зданиях ЦУМа, Речфлота, намечается постройка подземных гаражей в новом здании гостиницы "Москва". Здание Кавоса рассчитывалось на 200 человек (включая труппу и весь персонал), сейчас же одна труппа насчитывает 800 артистов.

Что нужно?

Нужно современное здание, которое позволило бы ГАБТу встать в ряд ведущих мировых театров. Нужен приподнятый и хорошо амортизирующий пол, на котором было бы удобно танцевать, а не та фанера, покрытая линолеумом, которая есть сейчас. Нужно улучшение акустики, которая, как поведал Александр Ведерников, была нарушена в начале 1950-х годов. Кстати, инициатором переделок тогда выступил знаменитый дирижер Николай Голованов. До этого оркестровая яма была глубже на 50 см и частично уходила под сцену. Кроме того, в тыльной части ямы существовала изогнутая деревянная дека, которая служила своеобразным резонатором. На похожей деке базировался и партер, спускающийся уклоном к сцене. Все это было разрушено и залито бетоном, весьма популярным тогда материалом – и все это, как полагает Ведерников, необходимо вернуть в исходное положение. Мало того, существующие размеры оркестровой ямы не позволяют, как было когда-то, исполнять в полном виде вагнеровский и штраусовский репертуар. "К нам приедет Мариинский театр с "Кольцом Нибелунга", а я с трудом себе представляю, как туда этот оркестр сядет", – посетовал Ведерников.

Что будет?

Поскольку перед разработчиками проекта стояла задача сохранения исторического облика здания, то вариантов его реконструкции оставалось не так много; собственно, наиболее приемлемым оказалось расширение подземного пространства ГАБТа. "Островное" положение здания будет полностью сохранено, кроме того, будет восстановлен проезд сзади театра по Копьевскому переулку, где в настоящее время находятся временные склады декораций. Сцену оснастят просторными боковыми карманами и арьером, из которых в считанные мгновения можно будет вывозить декорации, а также хранить их от спектакля к спектаклю. Все гардеробы из ярусов будут перенесены в подземное помещение, которое появится под Театральной площадью, туда же переедут и буфеты. С этой точки зрения ГАБТ станет сильно напоминать Государственный Кремлевский дворец. Специально для людей с ограниченными возможностями передвижения в проекте предусмотрено создание пандусов и лифтов. Кроме того, будет значительно расширена зрительская часть, ныне наполовину скрытая от взоров посетителей: так, в ходе научной реставрации будет раскрыто все парадное каре театра. За счет использования подземного пространства полезная площадь театра будет увеличена на 50 тыс. кв. м (при необходимых 65 тысячах), однако все технические требования, предъявленные художественным руководством к разработчикам проекта, будут, как пообещал Никита Шангин, выполнены. Он также отметил, что в глазах обыкновенного зрителя Большой театр почти не изменится: 90% всех новшеств будет не заметна.

Как будет?

В силу сложных гидрогеологических условий расположения театра решено было при его реконструкции использовать метод стены в грунте и свай задавливания. Стена в грунте, которая идет по всему внешнему контуру театра, позволяет создать замкнутый объем. Она будет углублена на 24 м, что позволит создать необходимое пятиуровневое подземное пространство. Сваи, задавленные на глубину от 16 до 26 м, будут покоиться не на грунтовом, а на материковом основании, на скале. Это позволит избежать любых изменений положения здания в будущем. Каждая свая способна держать нагрузку до 80 тонн.

Когда будет?

Конкурс на разработку концепции реставрации и реконструкции театра был проведен в апреле 1999 года. Его выиграл творческий коллектив ЗАО "Курортпроект". За 6 лет генеральный проектировщик предложил 7 концептуальных вариантов реконструкции, которые можно считать компромиссом между потребностями театра и организациями по охране памятников, позиции которых постепенно сближались. 17 февраля с.г. в Большом театре состоялось выездное заседание научно-технического совета Главгосэкспертизы России с участием ведущих российских научно-исследовательских институтов. Эксперты признали проектное решение, предложенное ЗАО "Курортпроект", приближенным к идеальному.

На состоявшейся пресс-конференции заместитель начальника Главгосэкспертизы РФ Юрий Мельников сообщил, что окончательный проект реконструкции театра пока не утвержден, однако он рассчитывает, что Главгосэкспертиза утвердит проект до 1 апреля. Пока же идет окончательная утряска сметы. При этом генеральный подрядчик (подробнее о нем речь пойдет ниже) на строительные работы в рамках реконструкции театра планирует начать подготовительные строительные работы в апреле, а основные – в июне 2005 года.

Уже 1 июля основное здание будет закрыто: впервые за 150 лет труппа театра покинет его историческое здание. Открыть обновленный ГАБТ планируют в I квартале 2008 года.

Надо также отметить, что сейчас в Минэкономразвития рассматривается заявка Федерального агентства по культуре и кинематографии на 2006 г. на сумму 3 млрд рублей. Замруководителя агентства В.Малышев выразил надежду на то, что ведомство Германа Грефа отнесется к этому с пониманием и работы пройдут без задержек.

Общая стоимость проекта реставрации и реконструкции здания Большого театра, по словам М.Швыдкого, составляет $1 миллиард.

Кто делает?

Заказчиком работ выступает ФГУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации". Этой организацией были проведены необходимые конкурсы, которые определили генерального подрядчика работ и поставщика технического оборудования.

В международном открытом конкурсе на выбор генподрядчика участвовали 4 компании: АО "Напред" (Сербия и Черногория), ЗАО "Стройупарвление №155", ЗАО "СУИ Холдинг" и Федеральное государственное унитарное предприятие специального строительства №5 при Федеральной службе Спецстроя РФ (все – Россия). В январе 2005 г. заказчиком реконструкции и реставрации ГАБТ был подписан контракт с ЗАО "СУИ проект", выступившем на конкурсе в составе ЗАО "СУИ Холдинг", на сумму 12 млрд рублей.

Компания "СУИпроект", основанная в 1988 г., сегодня является одним из лидеров московского строительного рынка. Среди реализованных проектов – комплекс зданий ОАО "Газпром" на ул. Наметкина.

В конкурсе на выбор поставщика технического оборудования российские компании не участвовали. Выбирали между немецкой (Bosh Reхroth), австрийской (Waagner Biro) и корейской (Jass Tech) фирмами, и победителем стала Bosh Reхroth с суммой контракта 190 млн. евро.

Bosh Reхroth является 100%-ным дочерним предприятием известной во всем мире компании Robert Bosh GmbH. Bosh Reхroth специализируется в том числе и на механизации сцены. Для автоматизации передвижения сцены и декораций компания разрабатывает и поставляет приводные технологии и так называемые системы управления из одних рук. Недавно компания оборудовала Национальный театр в Будапеште, который после этого стал обладать самой подвижной сценой в мире, оборудованной 72-мя мобильными площадками.

Потери

К таковым можно отнести пресловутый портик Бове, оставшийся от старого здания театра, скрытый от зрителя пристройкой и мешающий полноценной реконструкции здания и созданию нормального арьера для сцены. Портик, хотя и представляющий историческую ценность, будет разобран и, возможно, выставлен на всеобщее обозрение в Музее городской архитектуры. Само сооружение, находящееся внутри здания и ранее украшавшее задний фасад театра, утрачено уже на 70%. Тем не менее, именно оно послужило причиной многочисленных споров между сторонниками сохранения Большого театра как своеобразного музея и поборниками его модернизации. Победила, как говорил Остап Бендер, молодость...

Выбор читателей