|
Названий – ни группы, ни альбома – на фасаде обложки нет вовсе: только симпатичная панда с трубой среди ярко-зеленого леса. Тот же мишка, но уже вдоволь надудевшийся и утирающий пот с "морды лица", – на обороте диска. Еще один – маленький, игрушечный – внутри буклета; там же и тексты песен. Французский электронный проект Telepopmusik, жутко модный среди европейских клабберов года три назад и не до конца утративший актуальность сегодня, возвращается с новым альбомом. Трое кудесников – Фабрис Дюмон, басист и аранжировщик, Стефан Хаэри, электронщик и профессиональный звукорежиссер, и Кристоф Этье, диджей и soundcatcher, "ловец звуков", отвечающий в группе за скрэтчи и прочие сэмплы, – плетут электронные кружева; "R'N'B-шный"/соуловый женский вокал – тот главный стержень, на который плотно нанизываются почти все композиции трио. Вокалисток-"гостей" тоже трое, они поют попеременно; особенно приятными получаются треки с участием Анжелы МакКласки – усталый ломкий голос певички из прокуренного клуба органично вплетается в седативный ambient на грани "психодела". Воздушный и гипнотический, убаюкивающий сплав easy listening, cool jazz, lounge, downtempo... Честное слово, жаль отдавать пластинку на растерзание диджеям с танцполов – вы лучше задерните шторы, отключите телефон и установите вертушку на разумную громкость. И, возможно, очень скоро обнаружите себя среди ярко-зеленого леса, рядом с симпатичным мишкой, играющим на трубе...
(****)
The 69 Eyes – "Devils" (2004)
Новый альбом финского гот-квинтета стал большим, нежели просто восьмой "номерной" релиз одной из самых успешных в своем стиле команд – он ознаменовал собой переход группы с сугубо "железного" лейбла Poko/Roadrunner Records под знамена транснациональной корпорации EMI (в лице ее финского отделения). По сути это означает признание мужественных песен с легким налетом дьявольщинки и тягучего гитарного "готического" саунда The 69 Eyes вещью столь же значимой для мирового поп-истэблишмента, как и публичные ужимки и кривляния красавчика Робби У. или стадионные страшилки Мэрилина М. Немного обидно, что интерес со стороны лейбла-мейджора настиг Юркки и компанию только сейчас, когда группа самостоятельно достигла пика творческой формы (треки "Sister of Charity" с псевдо-грегорианскими хоралами, "плясовые" "Beneath The Blue" и "Hevioso" или торжественно-депрессивная "Christina Death" очень убедительны!). Увы, консерватизм и инерционность мышления со стороны крупных лейблов по отношению к подающим надежды музыкантам давно уже стали притчей во языцех – в свое время компания Decca вот так же благополучно "прохлопала" The Beatles и Genesis. Впрочем, последняя история ни к упомянутому финскому квинтету, ни в целом ко всему готическому року отношения не имеет.
(****)
Frameshift – "Unweaving the Rainbow" (2003/04)
Данный релиз – последствие неумеренного и, на поверку, заразительного увлечения нео-дарвинизмом и поисками первопричины. Сначала некий профессор Ричард Доукинс (благодарности в его адрес занимают едва ли не десятую часть буклета) в своей последней монографии взялся заново переосмысливать физическую природу оптического явления спектрального расщепления солнечных лучей в земной атмосфере (радуги, выражаясь простым разговорным языком); затем эта книга попалась на глаза музыканту группы Chain Хеннингу Паули, и тот, проникшись идеями трактата, ощутил небывалый творческий подъем, в итоге вылившийся в полтора десятка композиций. Затем, практически в одиночку, Хеннинг методом многократного наложения записал "минусовку" в студии ("со стороны" был рекрутирован только барабанщик). Наконец, петь Хеннинг зазвал своего приятеля Джеймса ЛаБри; присутствие последнего не превратило Frameshift автоматически в клон Dream Theater, как того можно было бы ожидать: общим в обоих случаях является стремление к музыке непростой, виртуозной и красивой ("красивистой"); однако здесь она – по ощущениям – несколько легче, спокойнее и заметно "симфоничнее".
(****)
Bikini Machine – "An Introduction to Bikini Machine" (2004)
Как можно догадаться из названия, перед нами первая (и пока единственная) пластинка этого французского коллектива: 11 композиций, львиная доля которых была записана, как признаются музыканты, дома, а не в профессиональной студии. Однако известна масса примеров отличной музыки, созданной чуть ли не на коленке – так, Джефф Линн одну из песен с последнего диска записывал в ванной комнате, чтобы лучше звучала... То, что делают Bikini Machine, лучше всего определить как ретрофутуристичный рок-н-ролл. При этом их музыка невероятна кинематографична; создается впечатление, что это саундтрек к еще одному не существующему фильму (может быть, Тарантино стоит взять эту группу на заметку?). И еще один интересный факт: Bikini Machine – большие друзья "Воплей Видоплясова", они даже недавно вместе выступали. На Украине.
(****)
Novanova – "Memories" (2004)
И опять французы, на сей раз снова электронные. Скорее всего, идеология и философия новых и сравнительно новых музыкальных явлений не терпит ни толпы, ни одиночества, поэтому дуэт стал наиболее оптимальной комплектацией творческого коллектива. Самое главное – найти некую волну взаимодействия для более успешного результата. Марку Дюрифу и Мишелю Гравилю это, очевидно, удалось: минималистичное фортепианное downtempo пришлось по душе многим. Конечно, заметны некоторые влияния Kraftwerk, например, или Майкла Наймана, но такой музыке это идет только на пользу. Что же насчет "Memories" – это сборник, включающий неизданные и редкие треки, собранных с различных макси-синглов группы разных лет.
(***)
Jim Capaldi – "Poor Boy Blues" (2004)
Пока готовилась российская "кириллическая" версия альбома, его статус изменился с просто хронологически последней работы легендарного барабанщика и вокалиста на self-tribute: из Лондона пришла грустная весть – 28 января 2005 г. в возрасте 60 лет Джим Капальди ушел из жизни. Музыкант, стоявший у истоков британской арт-фолк-блюз-роковой группы Traffic, еще до окончательного распада последней начавший сольную карьеру и вполне в ней преуспевший: его пластинки выходили достаточно регулярно. Как и предпоследняя работа Джима "Living on the Outside", сделанная им для лейбла SPV, "Poor Boy Blues" характеризуется некоторой эклектичностью. В логике построения пластинки можно найти параллели с карьерой если не самого мистера Капальди, то многих музыкантов его поколения: от вполне "траффиковского" заглавного "ритмического блюза" – через поп-AOR в духе ASIA ("Edge of Love") и вереницу вещей разной степени "электронности" и "волновости" (помните, в конце 80-х многие "старички" не избежали соблазна поиграть с новыми веяниями) – и завершается все возвращением обратно "к корням"... Не стоит искать в этих песнях какой-то особой глубины; да и диск слишком бодрый, чтобы называть его реквиемом. Это просто последняя работа хорошего музыканта. Последняя.
(***)
Пластинки для обзора предоставлены компаниями "SBA Gala Records" (1,2), "CD-Maximum" (3) и концерном "Группа Союз" (4-6).