|
Как сообщил источник, первоначально спецслужбы не знали, что в селении находится именно Масхадов. Согласно информации одного из местных жителей, в населенном пункте скрывается известный полевой командир. В органах понимали, что нужно спешить. Из перехваченных писем "президента Ичкерии" сотрудники российских спецслужб знали, что лидеры сепаратистов не ночуют в одном селе более двух суток.
В Чечню был переброшен почти весь личный состав Центра специального назначения ФСБ России (бывшая группа "Альфа"). При этом лишь трое участников спецоперации знали, куда именно они направляются.
Прибыв в Толстой-Юрт, спецназ тут же блокировал селение и приступил к поиску убежища. Известного полевого командира искали сразу в нескольких домах.
"Мы обнаружили в одном из домов свидетельства того, что там либо находился, либо находится лидер бандформирований, - сообщил представитель спецслужб. - В частности, были найдены обрывки рукописных документов - своего рода докладные записки на имя Масхадова, компьютер, брошенный на диван, большое количество карточек оплаты телефонных переговоров". Особенно спецназ насторожили карты оплаты. Поскольку у хозяина дома и членов его семьи мобильных телефонов не было, они свидетельствовали о том, что в здании есть кто-то еще.
Проверка дома подтвердила догадки чекистов, был обнаружен вход в тайное убежище. Хозяину предложили "назвать, кто там находится, но он категорически отказался, сказав, что тот, кто там находится, ни при каких обстоятельствах сдаваться не будет". Позднее выяснилось, что найденный лаз вел в специальный бункер, который был построен еще до 1999 г. (тогда Масхадов был еще президентом Чечни). "Хозяин дома знал о том, что строится схрон, но он не знал, для каких целей", - сообщил сотрудник спецслужб. В прошлом году к чеченцу приехал связник боевиков и предупредил, что с октября у него будут жить "высокие гости".
Во время спецоперации никаких переговоров с боевиком не велось. "Мы исходили из того, что Масхадов сдаваться не будет - для этого у нас были все основания. Мы знали, что Масхадов носит пояс смертника", - объясняет представитель спецслужб, почему чекисты не стали разговаривать с человеком, которого вроде как должны были считать известным полевым командиром (см. выше).
По словам источника, у оперативной группы было два варианта: "либо сносить весь дом и вскрывать бункер, либо пожертвовать частью дома, тем самым не нанеся ущерб хозяевам, и взрывать только лаз".
Взрыв открыл вход в помещение. Первым из бункера вылез Вахид Мурдашев (охранник Масхадова), и ему задали вопрос, там ли находится Масхадов? "Да, он там", - ответил Мурдашев. На вопрос, жив ли лидер экстремистов, боевик сказал: "По-моему, нет". Вместе с охранником сдался и племянник Масхадова Элисхан Хаджимурадов.