|
Кедрозвоны идут!
Летом прошлого года я написал статью, посвященную деятельности этой секты в Подмосковье. Статья вызвала обширную и своеобразную реакцию. Редакционные телефоны обрывали какие-то странные личности, пытавшиеся прямо в трубку декламировать стихи примерно следующего содержания: "Анастасия – надежда наша, С Анастасией возродится страна наша!" и все в том же духе легкой шизы. Поэтому, случайно узнав, что поборники творчества Владимира Мегре (собственно, этот человек, бывший фотограф по фамилии Пузаков из Новосибирска, и поведал миру в своих книгах об Анастасии и ее учении) собираются в одном подмосковном городке на свою сходку, я решил инкогнито посетить мероприятие. Проникнуть внутрь дома культуры труда не составило, только гардеробщица участливо поинтересовалась:
– Вы тоже к кедрозвонам?
– Каким таким кедрозвонам? – удивился я.
– Да ходят тут, несут какую-то ересь, что кедры у них в Сибири зазвенели, кедрозвоны хреновы. Лучше не ходите туда, – заключила гардеробщица.
В аудитории никаких кедров, слава Богу, не звенело, зато сидело около ста человек, а в стороне расположился стол с сувенирной продукцией от "кедров". На первый взгляд, собрание ничего интересного из себя не представляло. Выступали ораторы из числа местной интеллигенции, сами представители "кедрских" общин, да из зала задали десяток вопросов. Однако, анализируя мероприятие, я постепенно пришел к выводу, что все не так просто, как может показаться. Особенно учитывая тот факт, что половина зрителей пришли сюда в первый раз, то есть являлись потенциальным полем работы для миссионеров-"кедров".
Обращаясь к "священным текстам" "кедровой" религии, вы не найдете строгого изложения какой-либо концепции. Однако в эклектичной каше из традиционных религиозных и современных оккультных учений, которая проповедуется "анастасийцами", все же можно выделить несколько основных мыслей: современный мир движется в неправильном направлении (кто бы сомневался, с этого положения начинается любая современная секта), необходимо построить эдакий "раек для себя" – родовое экопоселение по заветам Анастасии, и абсолютно все в жизни тут же наладится. Дедушка Анастасии в одной из книжек так прямо и проговорился, что его внучка, любящая прыгать по тайге голой, призывает построить ни много ни мало – Рай на Земле. И после этого автор еще часто оправдывается, что они, мол, не секта, а просто единственно верное в этом мире учение...
Идея родовых поселений в экологически чистых районах нашей Родины (интересно, почему же "кедры" так стремятся в загрязненное Подмосковье, жили бы себе в глухой и чистой тайге) проходит в книгах красной нитью. В остальном каждая книга посвящена нескольким аспектам "новой философии Анастасии". Так, например, в седьмой книге говорится, что всего в этой жизни можно достичь силой мысли. Одна торговка с привокзального рынка города Владимира даже повторила взлет Натальи Водяновой, только еще круче: она вышла замуж за английского лорда силой мысли. Ей Пузаков-Мегре посвятил целую главу своего "бессмертного творения".
Четвертая книжка порадовала меня постоянным рефреном о сотнях долларов, которые "богатые бизнесмены на дорогих автомобилях с водителями" готовы платить за выращенные "кедрами" на своем гектарчике огурцы и помидоры. В стиле "одна баба сказала" господин Пузаков приводил десятки примеров того, как сильные мира сего покупали банки соленых огурцов по цене "300 долларов США за одну банку!". Создается устойчивое впечатление, что эти, с позволения сказать, книги написаны как раз в расчете на аудиторию обитателей привокзального рынка.
"Я всю жизнь был авантюристом"
Итак, возвращаемся к семинару. Сначала довольно долго выступали упомянутые районные интеллигенты: художники, краевед. Это было похоже на прием психотехники – обращение к авторитету, после которого аудитория знает, что здешние уважаемые люди одобряют деятельность новоиспеченной "религии". Затем выступил глава одной из общин, долго рассказывавший слушателям, как хорошо жить в родовом экопоселении и как они там процветают. Тут я окончательно проснулся – и, оказалось, вовремя.
Мужик с аккуратной бородкой в домашнем свитере, несколько напоминающий профессора, говорил удивительно складно. Несколько раз улыбчивый охмуритель повторял загадочную фразу: "Ах, какие у нас в общине мужики! Как они хорошо работают, да как они зарабатывают" – и все оттого, что бросили презренный город и купили в общине участочек. И – зырк-зырк в аудиторию, ну, вы же, мол, меня понимаете... Как будто случайно общинный главарь периодически "проговаривался", что ездит на "кедровые" конференции на электричке или автобусе, словно посылал впервые пришедшим мессидж – я такой же, как вы, небогатый человек. Это меня особенно развеселило, когда уже после всех выступлений в приватной беседе выяснилось, что постоянно этот гражданин проживает в Москве, а в общину ездит на собственном автомобиле по выходным. Хобби у него, видите ли, такое.
Зато, если вы соблазнились этими самыми чудо-мужиками или еще чем, то свой участок будете приобретать именно у этого субъекта. Еще надо будет худо-бедно, но инфраструктуру к своему гектару тянуть (воду, электричество) – это опять к нему. Неплохо устроился наш "профессор". Говорят, на вершине пирамиды всегда хорошо. Кстати, "кедровый" голова между сказками о красивой жизни с работящими мужиками проговорился, что по жизни является авантюристом, но никто этим словам значения не придал. После выступления поступило несколько конкретных вопросов о жизни в общине, но он мастерски уклонился от прямых ответов и плел что-то о восстановлении традиций.
Наступила очередь самих мужиков из общин. Уж не знаю, какие они там работники, но вот говорить явно не умеют, и глаза у всех какие-то одинаково тусклые. У первого же выступающего любимыми словами были: "ну, это" и "значит". "Общинники" вдавались в подробности устройства ульев по заветам Анастасии и прочим важным вопросам, вроде внесения навоза на озимые грядки. Надо сказать, что почти вся хозяйственная жизнь сектанта строго регламентирована в трудах Мегре. Вот тут-то и вышла промашка.
Мужик нудно рассказывал об экологически чистых домах из самана (глины, грязи и соломы), в которых так классно жить в их общине и которые они сами строят. Последовал вопрос – тепло ли в таких домах зимой? (От себя сразу добавлю, что саманные постройки когда-то были жильем для нищих в южных губерниях России.) Ну, это, говорит мужик, потупив взгляд, так оно, это, как-то получается... В общем, продолжает, значит, один у нас проложил весь домик пенопластом, у него не холодно. Вот это да! Пенопласт же такой экологически грязный. Что же это получается – Анастасия вас, господа "звенящие", обрекает на холод зимой?
Еще я задавал себе вопрос: а почему не сказано ни слова о собственно учении? Мой вопрос получил разрешение, когда я узнал, что "кедры" проводят отдельные семинары для своих и отдельные – для всех остальных. Тем самым внутренняя информация об учении наружу не выносится. Что на самом деле творится в общинах, одному Богу известно.
Теперь об интересных деталях. Основную массу пришедших на семинар к "кедрам" составляли бедно одетые женщины среднего возраста. "Что же у вас, одни женщины в общинах?" – обратился я к тетушке-"кедру", сидевшей рядом со мной. "Конечно, – охотно откликнулась "звенящая", – сначала одни женщины приходят, а мужчин уже потом сами тянут. Много женщин, как я, пока гектар не купили – не на что, но кедровое масло для оздоровления обязательно берем и книги все читаем". (Тут надо бы уточнить, что вся "кедровая" продукция распространяется отнюдь не бесплатно. Например, перед семинаром нам объявили, что в конце действа все получат подарок. В конце семинара оказалось, что подарок – закладка для книг за 70 рублей! Я, глядя на такую щедрость, чуть не расплакался от смеха...)
А ведь тонко работают. Раз основная масса "клюющих" на байки Мегре женщины, то выступать должны мужчины. Не молодые, не старые, а в самом расцвете сил и вызывающего доверие вида. Тот, кто призван подтолкнуть к решению уйти в секту, выступает сразу после местной интеллигенции, до косноязычных общинников, и в своей речи говорит о преимуществах и неплохо играет на женских эмоциях. А с другой стороны, никто насильно вроде и не тянет, ничего конкретного не говорит.
"Анастасия – плод сексуальных фантазий Пузакова-Мегре"
Наверное, вам уже не терпится узнать, как можно стать "кедром". Мне тоже не терпелось, поэтому я задал этот вопрос одной из "кедров". Женщина "прозвенела" мне, что необходимо следовать всем заветам Анастасии – купить гектар в общине, ну и, в общем-то, все. Ну, а если денег у меня на гектар нету, спрашиваю. А, отвечает, вы же все равно квартиру в городе продавать будете, так и сумма соберется. Вот она, нехитрая "кедровая" арифметика.
Настораживает факт, что учение Пузакова-Мегре-Анастасии активно призывает переселяться во чисто поле с детьми. Налицо явное нарушение прав ребенка, и вот почему. "Кедры" отрицательно относятся к нормальному здравоохранению и образованию – между прочим, этот тоже явные признаки тоталитарной секты, всегда строящей альтернативные структуры обучения и медицины. Считается, что следует лечиться кореньями и травами, а обучать ребенка надо по "анастасийским" заветам. То есть, квалифицированной медицинской помощи ребенок не получает, уже одно это должно заинтересовать местные правоохранительные органы. Как рассказывал на семинаре один из общинников, в школу своих детей он отдавать не собирается, а будет учить гончарному делу, "потому что кто-то видел, что в Москве глиняные сувениры ручной работы хорошо продаются", и истории цифр "по Пифагору". Вместо всей школьной программы. Что ждет этих детей? Не получим ли мы поколение неучей из "экопоселений"?
Были дети и на этом семинаре. Даже слишком много. Такое впечатление, что "кедры" специально таскают их с собой как аргумент: видите, как у нас хорошо, детей полно рождается...
В конце мне хочется еще раз подчеркнуть, почему эксперты называют "Звенящие кедры России" деструктивной сектой. Специалист по сектам Александр Дворкин, например, проанализировав "анастасийские" бредни, вообще сделал вывод, что проблема здесь в господине Мегре, а Анастасия – плод его сексуальных фантазий. Помимо уже перечисленных в статье признаков, у "анастасийцев" четко обособленное сознание, в котором все, что связано с Анастасией – хорошо, а остальное – плохо. Они будут день и ночь доказывать вам, что экопоселение и есть панацея от всех бед России, а Анастасия открыла миру последнюю истину.
В действиях и словах сектантов и их проповедников постоянно повторяется мысль о необходимости ухода из обычного мира в общины. Также в трудах Пузакова-Мегре проповедуется собственная лжеисторическая концепция происхождения русских от неких ведруссов. Анастасия – тоже ведрусс (я сначала думал, что это сокращение от "ведьма русская"), то есть "ведическая русская". Вот к этим "ведам" всем и надо вернуться. Традиционные религии, особенно православие, расцениваются как рабские идеологии, которые примирит только Анастасия.
В конце 2004 г. Министерство юстиции отказало "Звенящим кедрам России" в общероссийской регистрации. Будем надеяться, что это начало конца деструктивного культа "Звенящих кедров".