|
Многие наблюдатели связывают решение руководства Италии с расстрелом американскими военными автомобиля с бывшей заложницей Джулианой Сгреной. Тогда погиб сотрудник итальянских спецслужб, который, по версии итальянских властей, принимал активное участие в операции по освобождению журналистки. Впрочем, в Вашингтоне отрицают связь этих событий.
Между тем стоит отметить, что убийство американскими солдатами итальянского агента было весьма удобным поводом для вывода войск. Большинство жителей Апеннинского полуострова крайне недовольны войной и в Ираке. Недовольство особенно усилилось во время пребывания Сгрены в плену у террористов: по стране прокатилась волна антивоенных митингов с требованием вывести из Ирака итальянские войска. В этой ситуации Берлускони было все труднее игнорировать мнение своих избирателей. После расстрела машины с журналисткой итальянский премьер вполне может попенять США действиями его солдат. В конце концов, Берлускони наверняка собирается переизбираться, а союзничество с Вашингтоном становится все менее привлекательным политическим капиталом. Буш, конечно, друг, но премьерство-то дороже.
Впрочем, в сегодняшнем выступлении глава правительства Италии указал только, что вывод войск начнется в сентябре, не уточнив, когда последний итальянский солдат покинет Ирак. Разъяснения дали в Вашингтоне. По версии представителя Белого дома, войска уйду только тогда, когда иракская гвардия будет достаточно обучена, чтобы заменить миротворцев. Понятно, что экзаменовать иракские силы будут сами американцы, у которых появится достаточно возможностей оттягивать вывод контингента из района Персидского залива, сколько им будет угодно.
По поводу решения Берлускони высказались и остальные члены коалиции. По мнению представителя японского правительства Хироюки Хосода, оно не отразится на позиции союзников США. Между тем премьер-министр Австралии сказал сегодня, что его страна не будет посылать своих солдат на место итальянских военных, успокоив таким образом австралийцев, которые и так не в восторге от участия в операции в Ираке.
Решение о выводе итальянских войск стало для Вашингтона крайне неприятным сюрпризом. Как выяснилось, союзнические обязательства и отношения с США могут значить для демократических лидеров куда меньше, чем мнение их избирателей. Стоит отметить, что декларируемой целью операции в Ираке является именно установление в стране демократического строя.