|
Напомним, что двое ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, Дмитрий Горохов и Ростислав Русяев, подали иск в Страсбургский суд 12 сентября 2002 г. из-за того, что в 2001-2002 гг. не полностью получали положенную им пенсию. Хотя сама задолженность была погашена, российские власти отказывались компенсировать задержку выплат более чем на год. Европейский суд по правам человека постановил, что в отношении этих двух москвичей были нарушены 1-й параграф ст. 6 Конвенции о правах человека и ст. 1 Протокола №1 к Конвенции по правам человека. В связи с этим суд обязал Россию выплатить чернобыльцам по €900 в качестве компенсации за задержку положенных им пособий. В суде ликвидаторов представляли адвокаты Карина Москаленко и Елена Липцер. Правительство РФ представлял Павел Лаптев, уполномоченный России в Европейском суде.
Стоит отметить, что в этом месяце Москва ратифицировала Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб. Теперь в случае аварии на атомных станциях и других подобных объектах пострадавшим будут выплачивать компенсации. Для этого они должны будут обратиться в суд, который и определит размеры выплат. Причем ущерб будет возмещен страной, в которой произошла катастрофа, не только своим жителям, но и жителям другого государства, если оно также пострадало. Венская конвенция не предусматривает возмещение ущерба пострадавшим, если ядерная катастрофа произошла из-за теракта.
Между тем ратификация этого документа стала поводом к разговорам о том, что Украина может получить от Москвы деньги за аварию на ЧАЭС. Однако, по мнению сенаторов, Россия не должна отвечать за Чернобыль, так как подписала конвенцию в 1996 г., а Чернобыль случился в 1986-м.