Ян Андерсон: Музыкантам не стоит крутиться возле политики

Читать в полной версии →
В интервью "Yтру" лидер Jethro Tull говорил больше о политике, чем о музыке. Он рассказал, что получил "хороший урок" в Америке, которую считает "довольно опасным местом для людей с другим мнением"


Фото Сергея Грузинцева



В свой второй визит в российскую столицу лидер Jethro Tull Ян Андерсон был отчего-то не слишком расположен к общению: возможно, виноватой в том оказалась не по-весеннему морозная московская погода, а может быть, человек просто устал. Как бы то ни было, корреспонденту "Yтра" удалось немного разговорить Яна Андерсона, однако разговор неожиданно свернул от привычных музыкальных тем в область политики – в которую фронтмен Jethro Tull никогда не играл (предпочитая заниматься своим любимым делом), при том продемонстрировав неплохую осведомленность о важных событиях последних месяцев.

"Y": Ян, во время нынешних гастролей вы впервые оказались в Киеве. Вам понравилось там выступать?

Ян Андерсон: К счастью, недавние политические события на Украине никоим образом не отразились на заполняемости зала: принимали нас очень здорово. Сам город, правда, посмотреть почти не удалось – но на гастролях у нас так случается довольно часто.

"Y": Насколько вы интересуетесь политикой, и возможно ли для вас и вашей группы участие в PR-кампании какого-нибудь публичного деятеля?


Фото Сергея Грузинцева

Я.А.: Политика и развлечения должны идти разными дорогами. И политика никогда не поможет ни одной из форм искусства. Один раз связавшись с ней, вы вовлекаете себя в нечто заведомо опасное. Да и политикам не особенно полезно вариться в обществе людей искусства, поскольку это как-то упрощает самый важный аспект их деятельности. Эти господа не должны пересекаться. Это вовсе не значит, что не нужно с ними встречаться или здороваться, но публика не должна постоянно видеть вас, занятых в некотором "спонсорстве" политической партии, течения или конкретной персоны. Для меня это то же самое, что быть занятым в пропаганде табака; я не считаю, что политика и музыка могут смешиваться. Поэтому Jethro Tull не участвуют в подобных акциях.

"Y": А поступали ли вам предложения такого рода, и если да, то от кого?

Я.А.: Самый свежий пример. Меня просили несколько недель тому назад появиться в Киеве и поддержать господина Ющенко в предвыборной кампании. Меня это поставило в неловкое положение. С одной стороны, я не хотел отказываться поддерживать свободные выборы, но с другой – я не хотел вмешиваться в дела другого государства, которые не касаются ни меня лично, ни Запада в целом. Это дело народа Украины, он должен решать, и никто не может сюда вмешиваться – ни отдельные личности, ни правительства. Если бы я принял приглашение, это бы плохо выглядело. Впрочем, если бы отказался, то тоже. Но у меня нашлась очень хорошая причина не ехать: я просто не мог, у меня были запланированы концерты в других странах. Я аплодирую Ющенко и победе демократии, как и весь Запад, но, поймите, это действительно не наше дело.

"Y": То есть, в этом вопросе вам удалось самому проявить политическую гибкость...

Я.А.: Это только одна из причин, но есть ведь и другие. В Великобритании, например, я точно знаю, что могу сказать все, что думаю – про Великобританию. И долго думал, что везде – так же. А когда приехал в Штаты, понял, насколько я не прав. У меня были большие проблемы, когда я позволил себе критиковать американский национализм и "размахивание флагом". Представьте себе, на меня обрушилась масса гневных писем. Это был хороший урок. Вообще, надо сказать, что Америка – довольно опасное место для человека с другим мнением. Особенно, когда люди вокруг – фундаментальные христиане, яростно размахивающие Библией. Это очень грустно. Большинство христиан – классные ребята, и американцы в большинстве своем тоже хорошие, но некоторые из них впадают в поведенческие крайности, те самые, которых американцы сами же и боятся. Это просто другая планета.

"Y": Поведенческие крайности?


Фото Сергея Грузинцева

Я.А.: Фундаментализм и экстремизм ужасны в любом их проявлении, будь то мусульманский или христианский фундаментализм. Эти явления всегда опасны, кто бы их ни возглавлял. Они вселяют в меня ужас, где бы это ни происходило. Есть такие страны, где запрещено об этих вещах говорить, в частности, США. В Европе все-таки немного по-другому – люди менее напуганы, тут не было такого страшного нападения, которое обнажило все лучшее и худшее в поведении людей. Возвращаясь к началу разговора: мы живем в напряженные времена, но, как бы то ни было, музыкант не сможет помочь политику решить проблемы. Даже если вы – Боно. Вот уж кто много злой почты получает. Он выглядит как political groupie, когда крутится около Манделы или Тони Блэра. Не уверен, что это мудро.

"Y": Ян, а какая философия лично вам наиболее близка?

Я.А.: Это философия толерантности и принятия индивидуальности. Будучи музыкантом, я люблю самую разнообразную музыку – разных стран, и восточную, и западную и северную. Все такое разное, и это радует. Но кого-то сильно раздражает факт существующих различий между людьми. Гораздо интереснее жить в мире с разными культурами и религиями, но кто-то страшно пугается того, что кто-то другой не верит в их ценности. Вот такой страх "другого" – самая большая, на мой взгляд, проблема современного мира. Я считаю, надо радоваться тому, что мы – разные. Вот такая философия – уважение и толерантность. Многие ее придерживаются, но, к сожалению, не все.

P.S. Собственный строгий взгляд на политику и толерантная философия Яна Андерсона не мешают ему и его группе вот уже более трети века входить в элиту мировой рок-музыки, каждый раз заново очаровывая слушателей своими "крепкими и тонизирующими" композициями. Вчера Jethro Tull отыграли в ГЦКЗ "Россия" просто сногсшибательный двухчасовой концерт. И еще какие-либо слова здесь уже просто ни к чему.

Автор благодарит концертное агентство GreenWave за содействие в подготовке материала.

Выбор читателей