|
Джереми Хинзман в 2001 г. пошел в армию добровольно (в США уже давно не существует общего призыва). Молодой человек хотел подзаработать. Его жена была беременна, денег не хватало, и к тому же хотелось учиться в колледже - а тут подвернулся четырехлетний контракт на $50 тысяч. Однако служба в Ираке обернулась, с его точки зрения, "кровавой бойней". От нее он и решил бежать.
Во время вьетнамской войны тысячи его соотечественников поступали точно так же. Однако, как посчитали канадские иммиграционные власти, эти войны разные. В 1960-х гг. солдат еще принудительно призывали в армию, а сейчас в Ирак отправляются только контрактники.
Хинзман стал первым "отказником" в длинном списке дезертиров, которые подали прошения на предоставление убежища на территории Страны кленового листа. По мнению ряда наблюдателей, если в отношении остальных просителей Оттава займет такую же позицию, то это вызовет лишь налаживание взаимовыгодных американо-канадских отношений.
При этом в Канаде было немало случаев, когда "чеченские" беженцы получали такой статус именно на том основании, что их причисляли к дезертирам. Так, по крайней мере, утверждает профессор Университета Торонто Эдрейн Макклин. По его словам, Джереми Хинзман - это совсем другой случай, поскольку он американец - "родом из страны, которая не ассоциируется с государствами, преследующими людей за их воззрения". Это значит, что российские солдаты могут обратиться к властям Англии или Канады и попросить для себя политического убежища.
Теперь адвокат 26-летнего Хинзмана говорит о намерении подать апелляцию: "Мой новый клиент отправился в Ирак позже, и у него имеется намного больше свидетельств того, что там происходило в последнее время. Его воспоминания мы и используем для защиты". Если Хинзману все же придется вернуться в США, ему грозит до пяти лет тюрьмы.
Действия в Ираке давно уже вызывали протест не только у мирного населения США, но и среди солдат. Хинзман не первый дезертир нынешнего военного времени. Американцы бегут из "освободительной" армии, невзирая на льготы и хорошую зарплату. Так, в самом начале войны ушел в самоволку 20-летний морской пехотинец Стивен Игл Фанк - его часть поехала в Ирак, а он остался дома. Почти в то же время, что и Хинзман, в Канаду сбежал солдат Брэндон Хьюи. Американский сержант Камило Мехиа, который отказался пытать иракских пленников и попал за это на скамью подсудимых, дезертировал, не вернувшись после отпуска в свою часть. За ними последовали и другие. Недавно в Торонто объявился еще один беглец - Джесфа Кей. Вместе с женой и четырьмя детьми он бежал в Канаду. Сейчас в этой стране набралось около сотни неудавшихся воинов.
Канада традиционно служила убежищем для дезертиров из американской армии. Когда Штаты воевали во Вьетнаме, канадское население пополнили 30 тыс. солдат-пацифистов. В нынешние дни для того, чтобы остаться в Канаде, беглецам потребуется статус беженцев. А получить его - нелегкая задача: в прошлом году ни одно из 268 прошений от американцев Оттава не удовлетворила. Впрочем, защитник Хинзмана утверждает, что большинство обращавшихся были людьми психически больными.
В целом, в 2004 г. в американской армии насчитывалось до 5 тыс. дезертиров.