|
"Я нахожусь в России, в Подмосковье, и я очень благодарен президенту Российской Федерации, который пригласил меня остановиться в России, - заявил Акаев. - Я являюсь единственным легитимным президентом Киргизкой республики, срок моего мандата - 30 ноября 2005 г., и я еще не подавал в отставку". Жизнь без собственного народа скрашивает ему находящиеся здесь же экс-премьер страны Николай Танаев и бывший министр обороны Эсен Топоев.
Давая чуть позже интервью "Первому каналу", он заявил, что готов уйти в отставку. "Если мне будут даны соответствующие гарантии и это будет в полном соответствии с действующим законодательством Кыргызстана", сказал он, добавив: "Я прежде всего реалист и надо считаться с реальностью".
Кроме того, президент поделился с журналистами и слушателями "Эха Москвы" впечатлениями от беспорядков, которые предшествовали его внезапному отъезду из Бишкека. Он, по собственным солвам, видел штурм Дома правительства из окна и покинул здание за полчаса до того, как его взяли демонстранты. "Штурм походил на битву, было одностороннее преимущество молодчиков. Дом правительства защищался небольшими силами милиции, - отметил он. - Мы дали приказ не применять оружие. Я сам лично видел из кабинета, как жестоко избивали милиционеров, накатываясь волнами", - сообщил Акаев. Уйти из своего кабинета ему пришлось по настоянию службы безопасности.
Возвращение на родину Аскар Акаев планирует, когда жизнь там войдет в нормальное русло. "Безусловно, Киргизия - это моя родина, я обязательно вернусь, когда там будет порядок, будет обеспечена безопасность мне и моей стране", - сказал президент. По его словам, Бакиев и Кулов не обладают легитимностью и поэтому гарантировать безопасность не могут.
Одновременно Акаев чувствует за собой вину за беспорядки, в ходе которых была разграблена большая часть столичных магазинов и офисов. "Мне казалось, что они ограничатся захватом власти, захватом меня или моей семьи, - сказал Акаев про "революционеров". - Но даже в кошмарном сне мне не могло присниться, что эти молодчики направят свои действия на разграбление города... Я очень сильно переживаю. Я чувствую огромную вину перед бишкекчанами за это. Если бы у меня были данные, конечно, я бы ввел бы чрезвычайное положение, защитил горожан всеми наличными силами", - кается он. По словам Акаева, он "допустил много ошибок в годы президентства". Президент в изгнании, впрочем, утверждает, что никогда не скрывал их: "Я открыто говорил о них, ошибок было допущено немало. Но я убежден, что страна шла правильным направление". И сослался на "старую русскую мудрость: кто не работает, тот не ошибается".
Впрочем, долю ответственности должны несут и коварные иностранцы. "Влияние внешнего фактора на события было. Я считаю, что события произошли в результате желания ряда международных организаций форсировать демократические события в ряде стран СНГ, в частности, в Центральной Азии. Это обернулось антиконституционной захватом власти", - заявил Акаев.
Надо сказать, что беспорядки привели к крайне неприятным последствиям. По информации киргизских поравоохранительных органов, разоренные волной мародерства бизнесмены начали сводить счеты с жизнью. Местное телевидение передает, что в Бишкеке для бизнесменов открыта горячая телефонная линия, по которой можно круглосуточно получить консультации специалистов-психологов. Также расширены возможности приема пациентов неврологическими отделениями больниц. Сегодня с предпринимателями, магазины и кафе которых подверглись разграблению, встретился министр экономики Киргизии Амангельды Муралиев. Обсуждалась возможность оказания им помощи со стороны правительства, в частности введения "налоговых каникул", и предоставления беспроцентных льготных кредитов пострадавшим бизнесменам.
Между тем, на родине его могут и не принять в качестве президента. Лидеры оппозиции, вставшие у руля республики после бегства Акаева, уже поделили все полномочия в структурах исполнительной власти и отказываться от них не собираются. Правда, на стороне президента новый парламент. Сегодня после ожесточенных споров предыдущий созыв законодательного собрания все-таки объявил самороспуск, уступив место новому, где большинство получили сторонники Акаева (в том числе его сын и дочь). Неудивительно, что он готов к переговорам с новым законодательным органом. "Именно с ним, если мне будет обеспечена гарантия безопасности, я готов начать диалог для того, чтобы жизнь в Киргизии вошла в конституционное русло", - сказал Акаев в интервью "Российской газете" (статья выйдет в завтрашнем номере). А заодно заявил, что дома на него готовили покушение - впрочем, подробности заговора издание пока держит в секрете.