Фото: pskovrail.narod.ru |
Как показало исследование, большинство зарубежных компаний не верят в возможность инвестиций в Россию на законных основаниях. Поэтому некоторые ("отчаявшиеся") сознательно идут на нарушение таможенного законодательства. Другие ("перестраховщики", в основном это крупные транснациональные корпорации) предпочитают переплатить, увеличивая собственные издержки, чтобы обезопасить себя от всех возможных рисков. И лишь очень небольшая часть "прагматиков" обращается к официальным посредникам, специализирующимся на предоставлении различных услуг, связанных с таможенными вопросами. Тем не менее, рынок этот довольно активно растет, структурируется и "отбеливается". На сегодняшний день порядка 20% компаний работают открыто, в рамках закона – на первый взгляд, конечно, очень немного, однако 10 лет назад этот процент был вообще практически незаметен. При этом именно "белые" таможенные брокеры дают 70% общего сбора платежей.
Примечательно также, что скептицизм компаний, нуждающихся в таможенных услугах, сам по себе позволяет процветать "серым" и "черным" посредникам. Уверенные в том, что законным способом сократить объем платежей абсолютно нереально, они и не требуют четкого следования букве закона. По некоторым оценкам, оборот российского рынка "серого" посредничества достигает $3-4 млрд в год. И именно в таможенном бизнесе доля "серых" посредников особенно велика. Правда, усиление контроля государственных таможенных органов за деятельностью игроков и повышение требований, в том числе финансовых барьеров вхождения на данный рынок, способствует его очищению от недобросовестных участников. Но вместе с тем усиливает угрозу монополизации.
Рост таможенного рынка подхлестывают перспективы вступления нашей страны в ВТО. Но и "тормозящих" развитие факторов предостаточно. Например, существенной проблемой является незавершенность административной реформы и слишком большая временная протяженность этого процесса, что особенно опасно для систем, занимающихся сбором денег. С точки зрения права заметным препятствием выступает сложность и запутанность системы подзаконных нормативных и иных правовых актов. Несмотря на принятие таможенного кодекса продолжает действовать более 10 тыс. подобных актов, "подлежащих применению в той части, которая новому кодексу не противоречит". Порой это касается всего 2-3 абзацев из 10-страничного документа, говорит Татьяна Круглова. При этом отсутствуют формализованные критерии правомерности и эффективности действий и решений таможенников в различных ситуациях, что само по себе провоцирует участников внешнеэкономической деятельности на нарушения и ухудшает имидж российской таможни.
На основе этих и других данных, выявленных в ходе исследования, были сформулированы предложения в адрес правительства РФ. В частности, предлагается создать специальный документ "Памятка инвестору", призванный в более выгодном свете показать родную таможню западным партнерам России.