|
О существовании инструкции от 14 сентября 2003 г., предписывающей использовать жесткие методы допроса пленных, было известно давно благодаря инструкции от 12 октября того же года, которая аннулирует первую. Но ее текст опубликован впервые.
Вступление гласит, что методика допросов основана на той, что применяется в Гуантанамо, но "модифицирована с учетом театра военных действий, где действует Женевская конвенция". Далее мы приводим отдельные пункты приказа.
Пункт U - управление окружающей средой, то есть смена обстановки с целью создать умеренный дискомфорт (например, изменение температуры в помещении или введение неприятного запаха). Условия не должны причинять вреда пленным.
Пункт V - управление режимом дня (например, менять местами день и ночь). Лишение сна не допускается. Одновременно пункт Z гласит, что заключенный должен спать не менее 4 часов в сутки, а максимальная продолжительность бодрствования - не превышать 72 часов.
Пункт Y - присутствие служебных собак. Используется "страх арабов перед собаками". Собаки должны быть в намордниках и под контролем кинологов. Не разрешается давать животным касаться пленных.
Пункт АА - крики и громкая музыка. Используется, чтобы вызвать страх, дезориентировать пленного и продлить шок от ареста.
Пункт СС - неудобные позы (сидение, стояние, поза на коленях и так далее). Каждую позу использовать не более часа подряд, а весь метод – не более четырех часов. В промежутках между позами нужно предоставить пленным "адекватный отдых".
Все остальные методики мало отличаются от принятых в полиции: тактика "злой следователь - добрый следователь", словесное запугивание, влияние на самооценку и другие. Да и в перечисленных пунктах - если допустить, что они применялись так, как описано выше, - нет ничего опасного для здоровья пленных. В частности, совершенно непонятно, по чьему приказу заключенных избивали до смерти и насиловали химическим фонарем, как было в действительности.
Однако специалисты сочли, что приказ, вопреки мнению генерала Санчеса, нарушает Женевскую конвенцию. "Очевидно, что правительство придерживало этот документ не из опасения, что он скомпрометирует спецслужбы, но чтобы оградить себя от трудностей", - говорит юрист Союза защиты гражданских свобод Амрит Сингх. Остается только ужаснуться тому, что творится в Гуантанамо, если даже инструкции там более жесткие.