|
Новый бюджет действительно предусматривает значительное увеличение пенсий, пособий, минимальной заработной платы, а также оплаты труда работников бюджетной сферы. Так, в качестве постоянного утверждается уровень пенсий, фактически установленный правительством Виктора Януковича за счет доплат разового характера. По словам Ющенко, такое "не совсем рациональное", с экономической точки зрения, решение было принято, "чтобы не было политических спекуляций по этому поводу". Кроме того, до минимального размера пенсии (332 гривны в месяц) поэтапно будет увеличена в текущем году и минимальная заработная плата. Бюджетные работники получат прибавку жалованья в среднем на 57%. Резко – в 4-6 раз – повышаются различного рода социальные выплаты. К примеру, пособие на ребенка-инвалида возрастет с 90 до 468 гривен в месяц, а размер единовременной помощи при рождении ребенка увеличится в 12 раз – до 8,5 тыс. гривен (свыше $1600).
Разумеется, все это требует денег. Согласно измененному закону о госбюджете, расходы возрастают на 19,8 млрд гривен – до 115,3 млрд против 95,5 млрд в прежнем варианте. В то же время доходная часть приросла еще больше – на 22 млрд гривен, или до 108,5 млрд против 86,5 млрд по сравнению с ранее утвержденным планом. Таким образом, дефицит бюджета уменьшен до 6,8 млрд гривен. Его предполагается полностью покрыть за счет доходов от приватизации. С учетом заявленных планов революционного правительства заставить отечественных капиталистов доплатить за прежде купленные предприятия, требуемая сумма, надо полагать, наберется. В результате, несмотря на дефицит, госдолг не увеличится: на внутреннем рынке планируется занять 8,9 млрд гривен и на такую же сумму погасить долговые обязательства.
Но откуда, все же, появилась прибавка доходов в 22 миллиарда? Начнем с того, что правительство увеличило прогноз инфляции на 2005 г. до 9,8% по сравнению с 8,6% в предыдущем варианте бюджета, а прогноз реального роста ВВП повысило с 6,5% до 8,2%. В частности, прирост экспорта ожидается теперь не на 6,9%, а на 10,4% (импорта – на 17,8% вместо 11,2%). В результате номинальный ВВП составит, по расчетам правительства, 436 млрд гривен против 409 млрд по ранней оценке. Это даст госбюджету дополнительно 6 млрд гривен, а всей бюджетной системе – 12 миллиардов.
Оставшуюся часть запланированного прироста бюджетных доходов должны обеспечить повышение эффективности хозяйственной деятельности в госсекторе и ликвидация необоснованных налоговых льгот. Последняя мера коснется, в первую очередь, рентабельных предприятий в специальных экономических зонах, территориях приоритетного развития и технологических парках. Также будет отменен ряд льгот в промышленности. По утверждению Ющенко, новый "бюджет является декриминализационным, что выведет экономику из тени и увеличит поступления в государственную казну от налогов".
В принятии Верховной радой этого бюджета подавляющим числом голосов – "за" проголосовали 376 из 428 зарегистрировавшихся депутатов – не последнюю роль сыграло эмоциональное выступление премьер-министра Юлии Тимошенко. В патетических тонах она опять-таки говорила о социальной направленности законопроекта: "Все почувствуют, что жить стало лучше, за исключением двух десятков предприятий, которые имели необоснованные льготы". И добавила, что не поддержать этот бюджет невозможно, поскольку "он показывает, что на Украине были колоссальные ресурсы, которые не были задействованы в предыдущем варианте бюджета". Те самые ресурсы, которых "не заметил" кабинет Януковича и которые во благо народа нашло революционное правительство. Тимошенко подчеркнула, что по сравнению с 2004 г. бюджетные доходы возрастают на 54%.
Большинство аналитиков считают обоснованной правительственную коррекцию прогнозных темпов развития экономики. Так, ожидается наращивание поставок за рубеж сельхозтоваров и улучшение условий для экспорта металлургической продукции на рынок ЕС. Вместе с тем у многих независимых экспертов остаются серьезные сомнения относительно способности монетарных властей удержать, в условиях перенаправления немалой доли бюджетных средств непосредственно в карманы граждан, прирост потребительских цен в рамках 10%. Указывается на возможность весьма существенного разгона инфляции.
Данный вопрос имеет не только экономическую, но и политическую цену. Ведь резко повышая социальные выплаты, "оранжевые" власти не только благодарят народ за поддержку революции, но и рассчитывают на ответную благодарность, т.е. на новую поддержку – на сей раз на парламентских выборах весной следующего года. Если же обнаружится, что нынешние бюджетные решения не были должным образом просчитаны, то власть сможет убедиться, что популизм не всегда добавляет популярности.