На автобусе за границу – это вовсе не дешево

Читать в полной версии →
Экскурсионные автобусные туры по Европе по-прежнему пользуются большим спросом. У этого вида отдыха две главных проблемы: уже ставшее притчей во языцех поведение белорусских таможенников и нежелание европейских посольств выдавать визы




Уже довольно много лет резво бегают по дорогам Европы автобусы с российскими туристами. Отношение к такому виду путешествий редко бывает нейтральным. Одни граждане, попробовав раз, категорически отказывается повторять этот печальный, по их мнению, опыт. Другие после первого же путешествия втягиваются настолько, что больше не представляют себе жизни без регулярного "автопробега" по европейским городам. Впрочем, за последние годы в данной области произошли значительные перемены, и сегодня представление об автобусных турах как о самом дешевом способе посетить заграницу верно лишь отчасти.

Первые экскурсионные автобусные туры по Европе были ответом на хрустальную мечту огромного числа наших сограждан – "увидеть Париж и умереть", и до сих пор программы с посещением французской столицы пользуются устойчивым спросом. Также в число традиционных направлений входят Германия, Голландия, Бельгия, Италия, Скандинавия и Чехия с "транзитным" посещением какого-нибудь из польских городов (чаще всего Кракова). Однако наряду с этими стабильно востребованными маршрутами появляется все больше новых предложений.

Во-первых, приверженцы подобного отдыха, уже проскакавшие "галопом по Европам", теперь предъявляют запрос на более содержательное знакомство с увиденными местами. Поскольку число таких возвратных клиентов достаточно велико, рынок вынужден удовлетворять их требования, предлагая "точечные" программы, включающие в себя, например, не беглый осмотр наиболее известных столиц, а более или менее детальное изучение нескольких городов какого-то одного региона. Увеличивается также длительность и расширяется география путешествий – от Венгрии с Болгарией до самых далеких по отношению к России европейских стран: Португалии и Великобритании. Способствует этой "экспансии" возникновение комбинированных туров: ж/д или авиаперелет + автобус. Однако дешевыми подобные поездки уже не назовешь. Так, тур с посещением Англии, Шотландии и Уэльса (ж/д + автобус) стоит порядка 800-900 евро (ж/д + авиаперелет – на 300-400 евро дороже). Если добавить к этому дополнительные расходы на питание, сувениры и прочие туристические радости, получится достаточно внушительная сумма, сравнимая с двухнедельным отдыхом в Турции или Египте в отеле 5* по системе all inclusive. При этом в автобусных турах гостиницы, как правило, не выше 2-3*, а то и вовсе туристического класса с одним санузлом на блок из 2-х номеров. Однако востребованность таких туров неуклонно увеличивается, поскольку жариться на пляжах охота далеко не всем, а более экономичного способа ознакомиться с достопримечательностями Европы пока не придумано.

Новые программы выпускаются обычно осенью или весной. Такая практика сложилась во многом благодаря двум основным профессиональным туристическим выставкам России "Отдых" и MIIT, которые проходят соответственно в середине октября и в конце марта, поясняет менеджер рекламного отдела компании "Туртранс-Вояж" Ирина Гусакова. "Как правило, у автобусников есть возможность предложить что-то новое к каждому сезону, – говорит она. – Обычно все туры комплектуются так, чтобы туристам пришлось оформлять только одну визу, потому что так дешевле. Очень редко бывают туры, в которые требуется 2 визы. Собственно, их буквально два типа: Австрия – Швейцария и континентальная Европа – Великобритания".

Основная масса клиентов автобусных туров действительно состоит из школьников, молодежи и интеллигентных женщин с высшим образованием от 40 лет и старше. Но и богатые люди в такие туры ездят тоже, утверждает представитель компании "Анкор". "Москвичи выбирают более дорогие и комфортные туры без ночных переездов, – отмечает Ирина Гусакова. – Регионы выбирают варианты поэконмичнее". Зачастую достаточно обеспеченные люди отправляются в турпоездку на автобусе для того, чтобы наметить для себя места, куда впоследствии можно вернуться уже самостоятельно на более длительный срок.

Наибольшим спросом автобусные путешествия пользуются в периоды школьных каникул, новогодних и майских праздников. В остальное время, по словам сотрудников турфирм, спрос достаточно ровный и от времени года практически не зависит. Вообще автобусные туры по Европе – один из наиболее стабильных сегментов отечественного туристического рынка. По некоторым данным, автобусный поток только из Москвы составляет более 100 тыс. человек в год. Из Питера путешествовать по Европе на колесах ежегодно отправляется около 40 тыс. человек. Жители других регионов, как правило, начинают поездку из столицы, составляя до 60% от общего потока. Несложно подсчитать, что даже при средней стоимости тура в $300-400 оборот рынка автобусных экскурсионных туров составляет более 1 млрд руб. в год. И спрос на подобные поездки постоянно растет. Немного "подмочило" эту картину только наводнение 2003 г. и перевод цен в евро после того, как автобусникам пришлось расплачиваться с западными партнерами в единой европейской валюте. Тогда спрос немного снизился, но ненадолго.

На самом деле, бизнес этот достаточно сложный и низко рентабельный. Впрочем, рентабельность всего туристического бизнеса постепенно снижается. Основная прибыль в автобусных турах делается на потоке, поэтому операторы заинтересованы в том, чтобы машины отправлялись полными. А посему заметно повышать цены, рискуя потерять клиентов, они не могут. Тем более что и конкуренция достаточно ощутима, несмотря на то, что погоду на рынке делают всего несколько крупных компаний. По информации газеты "Туринфо", лидером среди столичных автобусных операторов на данный момент является "Туртранс-Вояж", на долю которого приходится до 40% всего объема. Далее с относительно равными долями следуют "Анкор", "Интерс", "Старый город", "Кругозор", "Ост-Вест" и столичный филиал "Невы".

Самая большая проблема, с которой приходится сталкиваться организаторам путешествий на колесах, собственно, в организации этих поездок и состоит. Их программа рассчитана буквально по минутам, и малейшая задержка может привести к отмене запланированных экскурсий и недовольству туристов. А задержки в этом деле явление вполне привычное: пробки, поломка автобуса, таможня... О таможне, кстати, вообще, разговор особый. Львиная доля маршрутов проходит через белорусско-польскую границу, уже давно ставшую притчей во языцех. Известен случай, когда российский поезд доблестные белорусские таможенники продержали на границе около 7 часов. А уж 5-6-часовые простои экскурсионных автобусов воспринимаются как норма. Операторы, конечно, пытаются найти обходные пути – через Калининград или Скандинавию, но там существуют свои тонкости, не позволяющие рассматривать эти варианты как абсолютную альтернативу "братской" Белоруссии.

Претензии по поводу качества гостиниц и экскурсионного обслуживания также обычно высказываются компании, продавшей тур. Поэтому выбирать партнеров приходится очень тщательно. Например, во многих европейских городах необходимо нанимать местных гидов, так как "чужакам" проводить экскурсии запрещено. Собственными гостиницами в Европе наши фирмы не владеют, и даже автобусы в подавляющем большинстве случаев арендованные. И, наконец, последняя из наиболее болезненных проблем – визы. Процент немотивированных отказов "бюджетным" туристам выше, чем в других сегментах рынка, поскольку считается, что среди автобусных вояжеров наиболее велико число "невозвращенцев". И хотя сами автобусники уверены, что это всего лишь стереотип, переубедить представителей европейских консульств пока не удается.

Выбор читателей