Пропорциональная система выборов ударит по Кремлю

Читать в полной версии →
По мнению экспертов, обсуждать несовершенство закона о пропорциональной системе выборов в либеральной аудитории – "все равно, что читать лекцию о вреде алкоголизма в обществе трезвости". Однако закон неизбежно будет принят




Законопроект, регламентирующий отмену выборов по одномандатным округам и переход на пропорциональную систему, никогда не вызывал особых восторгов у либеральных политиков. В среду в Москве состоялись общественные слушания "Пропорциональная избирательная система: интересы граждан или бюрократии", на которых либеральная элита высказала все свои претензии в области электоральных технологий к властям. Депутат по одномандатному округу Владимир Рыжков уже не раз озвучивал свою позицию по данному вопросу. Он сообщил, что закон, второе чтение которого назначено на 15 апреля с.г., вызвал массу вопросов со стороны депутатов. Было подано 872 поправки к этому закону, из них 257 были рекомендованы к обсуждению, а 615 – отклонены. Наиболее принципиальными Рыжков считает следующие аспекты: сохранение института избирательных блоков и "хотя бы 150 одномандатных избирательных округов". По мнению депутата, необходимо снижение заградительного барьера с 7% до 4%, допустимый брак подписей в подписных листах должен быть поднят до 15%, необходимо отменить оплату эфирного времени для партий, не набравших 4% на выборах, а присвоение статуса наблюдателей на выборах надо дать не только политическим партиям, но и общественным организациям. "Закон даже в путинском виде был антидемократическим, а ко второму чтению в Госдуме он стал просто чудовищным, – заявил Рыжков. – Нет никакой необходимости скоропалительно его принимать. Партийная система в стране еще не созрела, а потому отмену избирательных блоков проводить рано".

Депутат Виктор Похмелкин в принципе не против пропорциональной системы. Но и он считает, что в текущий политический момент "это выгодно партии власти". В перспективе пропорциональная система, по мнению Похмелкина, "позитивна, но для того федеральные партии должны учиться работать на местах". Комментируя "Yтру" ход дискуссии, Виктор Похмелкин сказал: "Собрались люди, которые мыслят одинаково. Мы укрепили свою позицию, и это неплохо. Администрации президента давно известны мнения публичных политиков, которые приняли участие в этом обсуждении. То, что в администрации вытворяют, это совершенно сознательные действия. Есть корыстные интересы, которые реализуются посредством подобного рода законов. Власть всегда более консервативна, а оппозиция более либеральна. Но про этот закон можно сказать, что творятся запредельные вещи. Одно дело – выигрывать у оппозиции по неким правилам, и совсем другое – когда правила меняются по ходу игры, а матч-реванш невозможен. Это совершенно ненормально".

Депутаты не упустили случая поговорить и о перспективах страны в целом. Похмелкин, например, не верит в то, что действующий режим способен на модернизацию. "Все люди, готовые к либерализации режима, из окружения Путина устранены. Остались только те, кто послушно кивает. Это хорошие исполнители его воли, которые видят в усилении власти президента свое политическое выживание. Этот режим может быть модернизирован только извне. И это не будут ни либеральные настроения, и не нацистские. Россия всегда беременна большевизмом. И этот большевизм, основанный на социальном популизме, является тем ферментом, который может взрастить революционные дрожжи. Я очень опасаюсь левых радикалов. Именно они могут на революционной волне прийти к власти", – заявил парламентарий "Yтру".

Развивая тему революции, Похмелкин далее отметил, что "у силовых структур нет шансов быть катализаторами революции, хотя они могут сыграть свою роль, когда ситуация созреет. Хорошо то, что все события последних 15 лет не были кровавыми. Людей, способных начать кровавый конфликт, я сегодня не вижу. Это немного успокаивает, однако не очень сильно. Я очень рассчитываю, что через мирный политический процесс произойдет смена режима. Но чем сильнее закручиваются гайки, тем меньше на это остается шансов". Ну а на правом фланге лидер появится после объявления приговора Ходорковскому: "Этим приговором будет создан новый политический лидер. Он просто перейдет в другой разряд. В глазах массового сознания он перейдет из фигуры олигарха в образ узника, прошедшего тюрьму. Пока он не осужден, его шансы на политическое лидерство минимальны. Но когда он сядет в тюрьму по приговору суда, Путин тем самым назначит своего преемника. А перспективы партии Каспарова/Рыжкова я оцениваю даже ниже, чем позиции "Яблока" или СПС", – констатировал депутат.

Президент фонда "Индем" Георгий Сатаров полагает, что либералам надо "учиться грамотно работать, даже в условиях нового, бесстыдного и наглого, закона о выборах". По мнению Сатарова, этот закон может в равной степени работать и на партию власти, и на либеральные силы. Если протестные настроения окончательно овладеют электоратом, то неизвестно, напротив какой партии люди поставят свою галочку. И принятие закона может стать для Кремля пирровой победой. Достаточно вспомнить некоторые цифры: по партийным спискам "Единая Россия", которая, кстати, тоже выросла из избирательного блока, набрала лишь 37%, а после включения в свой состав одномандатников получила 53% в парламенте.

По мнению Сатарова, отсутствие реального влияния на политическую обстановку со стороны либеральных сил – это не навсегда. "Сегодняшнее состояние либеральной идеи преодолимо. Именно на таких встречах проявляется и формируется единая позиция правого фланга, и это помогает его новому структурированию. Кроме того, мы обязаны донести до народа профессиональную оценку того, что происходит в российской политике. Сегодня мы еще можем опасаться революции с левого фланга, но уже завтра все будет по-другому. И для этого нужно, чтобы демократы создавали сильную партию. Я полагаю, что электоральный потенциал либеральных сил составляет 30%, и просто грех не воспользоваться этой поддержкой. Структурно сегодня электорат выглядит так: 40% болото, и по 30% на левом и правом флангах. И если вспомнить историю с голосованием за Ельцина, то становится ясно, что болото может качнуться в правую сторону. Так уже было. Без болота он бы не победил ни в 1991-м, ни в 1996-м. И это притом, что Ельцин не контролировал избирательные участки, а это было важнее, чем контроль над армией, ФСБ, и даже телевидением", – заявил Сатаров "Yтру".

По мнению члена политсовета Союза правых сил Бориса Надеждина, "российская элита должна понять, что вопрос о блоках или повышении заградительного барьера не какие-то внутрипартийные игры, а реально важный вопрос". "Пока это понимает узкая прослойка политиков и политологов. А этот вопрос очень важен. Именно из этих нюансов потом будет формироваться нижняя палата парламента. Мы хотим, чтобы увеличилось число людей, которые понимают, что происходит в российской политике. Сегодня элита расколота, и происходит консолидация части элиты с городскими низами. Грузинский или украинский сценарий у нас вполне возможен. Вопрос о цвете революции – это вопрос о том, какие лозунги элита сочтет возможным выбрать для себя, на какие социальные группы она будет опираться. В России сегодня возможны абсолютно разноцветные сценарии, предельно разноцветные", – сказал Надеждин "Yтру".

СПС, по словам Надеждина, не заинтересован в развитии революционной ситуации. "Нашей партии нужно устойчивое конкурентное демократическое общество. Но если события будут развиваться так, что другого выхода, кроме как влиться в ряды революционеров, у нас не будет, мы это сделаем. Но говорить об этом рано. Администрация Путина способна на либеральное реформирование. В окружении президента есть носители нашей идеологии, причем достаточно влиятельные. Их количество не важно, в окружении Ельцина был один Чубайс, который переиграл всю кремлевскую бюрократию", – заявил политик "Yтру".

Секретарь Центральной избирательной комиссии Ольга Застрожная – одна из тех представителей официальных властей, кто не согласен с новым законодательством: "В нашей аудитории говорить об этом законе – это то же самое, что читать лекцию о вреде пьянства в обществе трезвости. Идея об уничтожении избирательных блоков не вызвана ничем, кроме конъюнктурных соображений". При этом она уверена, что законопроект не встретит препятствий ни на уровне Думы, ни на уровне Совета Федерации, ни на уровне президента. "Никакие дискуссии не повлияют на принятие данного законопроекта. Он будет принят во втором чтении 15 апреля, потом в третьем. После его проштампует СФ и подпишет президент. Но эта дискуссия полезна в смысле того, что надо доводить до широкой общественности объяснение самого института выборов. В позиции Путина я, к сожалению, не сомневаюсь. Он сам и внес этот проект на обсуждение. К сожалению, мое мнение по поводу неприятия этого закона единично в ЦИКе", – сказала Застрожная "Yтру".

Артем АРЮКОВ |
Выбор читателей