Ежик вышел из тумана – на выставку

Читать в полной версии →
Юрий Норштейн уверяет, что в мультипликации оказался случайно: увлекался живописью, "по приколу" подал документы на курсы художников-мультипликаторов... И вот теперь его работы висят в музее, а его "Ежика в тумане" любят во всем мире


Фото: hedgehoginmist.narod.ru



Мультфильмы Юрия Норштейна "Лиса и заяц", "Цапля и журавль", "Ежик в тумане", "Сказка сказок" мы знаем и любим с самого детства. Норштейна нельзя назвать плодовитым художником – работа над каждым анимационным фильмом занимает не один год. Зато каждый из них – безусловный шедевр. В 1984 г. в Лос-Анджелесе по результатам международного опроса, проведенного Академией киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд, "Сказка сказок" была признана лучшим анимационным фильмом всех времен и народов. А недавно в Музее личных коллекций ГМИИ имени А.С.Пушкина открылась одноименная выставка, посвященная жизни и творчеству ее создателя. "Норштейн поглощен изнурительными и прекрасными процессами художественного труда слишком глубоко, чтобы отвлекаться на соревнование – даже с самим собой. И хотя сияющая гармония – души, природы, текста, времени – при небывало сложной художественной структуре ставит "Сказку сказок" в ряд самых выдающихся фильмов в истории кино, – с этим "Ежиком" тоже не все просто. Между фильмами существует очень личная духовная связь... Мир живой, ночной, влажный, непостижимый... Можно смело сказать, что такого сенсорного богатства анимация не знала", – писал о мультипликаторе режиссер Алексей Герман.

Между тем сам Норштейн уверяет, что в мультипликации оказался совершенно случайно. С детства увлекался живописью, а потом, чуть ли не "по приколу", подал документы на курсы художников-мультипликаторов, практически не зная, что собой представляет эта профессия. "У меня не было никакой жажды заниматься мультипликацией, более того, такого слова даже не было в моем словаре. Я к тому моменту уже хорошо знал живопись и весь был погружен в нее. Мне еще 18-ти не было. Все трансформации, которые произошли потом, уже по мере работы на студии, – они для меня удивительны. Поэтому у меня нет такого ощущения судьбы, предназначенности. Это все случай. Но я думаю, что закономерность есть в том, что меня интересует в мультипликации. Сегодняшние идеи были у меня и в 18 лет", – признается мастер.

Зато теперь "авторский метод Норштейна" приводит в трепет специалистов всего мира. Его знаменитый пинцет, которым художник вручную передвигает самые мельчайшие детали, его "фишка" с запыленным стеклом, которое создает совершенно особое сценическое пространство, его снег из кофейной гущи и многое, многое другое.

Кстати, детская художественная школа тоже сыграла свою роль в его творческой биографии – много лет спустя выяснилось, что Норштейн постигал азы живописи одновременно с целой плеядой будущих союзмультфильмовцев. Среди них оказалась и Франческа Ярбусова – жена и неизменный соратник художника. "Если бы мы с Франческой не работали вместе, то давно бы разбежались. Но не потому, что надоели бы друг другу. Я бы все равно занимался творчеством, а оно не подвигает к гармонической семейной жизни. Франческа могла бы и не выдержать. Работая вместе, мы вместе – "провода под током", – сказал Юрий Норштейн в одном из своих интервью.

Не удивительно, что и выставляются они вместе. Первая экспозиция работ Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой открылась в Перми, а в 2000 г. в московском Музее кино состоялась выставка, посвященная двадцатилетию "Сказки сказок".

Новый проект в залах Музея личных коллекций демонстрирует широкую панораму творчества почтенной четы мультипликаторов. В экспозицию вошло около 400 эскизов, коллажей, набросков, более 10 макетов, использовавшихся в съемках, а также фотографии, снятые для фильма "Сказка сказок" оператором Александром Жуковским – "единственным человеком, с которым у нас был абсолютно одинаковый взгляд и на искусство и на жизнь".

Кроме того, на выставке представлены фрагменты мемуаров Юрия Норштейна о его детстве и юности, проходивших между перенаселенной московской коммуналкой и изостудией дома пионеров, воспоминания о работе, о коллегах и друзьях. А в отдельном зале, на радость поклонникам творчества Норштейна, установлен телеэкран, на котором можно увидеть лучшие анимационные фильмы мастера, предоставленные Фондом Ю.Б. Норштейна и Государственным музеем кино.

Музей личных коллекций (филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина), до 29 мая

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей