Фото: nbp-info.ru |
Генеральный директор Центра этнополитических и региональных исследований Эмиль Паин полагает, что "начало государственной кампании против фашистов путем создания "Наших" пугает больше, чем сам фашизм. Какая-то группа произвольно определяет, кто такие "Наши" и не наши и что такое фашизм. При такой ситуации это определение может быть применено к инакомыслящим. Все это приведет к жесткому разграничению общества на "наших" и "не наших". И мне кажется, что это опора власти не только на ксенофобию, но и на расизм". По мнению эксперта, на территории России "нелегально, но вполне открыто" действуют два десятка националистических партий, при этом доля пассивных сторонников лозунга "Россия для русских" сегодня чрезвычайно высока – от 53% до 61%, и "это идеологическая база для организованного экстремизма". В качестве причины возникновения ксенофобских настроений Паин видит "создание в стране политического безвоздушного пространства".
Директор Института политических исследований Сергей Марков отметил, что опасные тенденции присущи и политической жизни Прибалтики: "Несколько месяцев назад радикальные националистические организации победили на выборах в рижский муниципалитет. Именно так, с победы в нескольких муниципалитетах начиналось шествие радикального национализма в Италии и нацизма в Германии". Причины возникновения и распространения идей ксенофобии в России, по мнению Маркова, заключается в росте русофобии. "Рост радикального национализма в Латвии естественным образом ведет к росту радикального русского национализма". Когда ксенофобия по отношению к русским растет в соседних странах, то это вызывает ответную реакцию. "Очень часто радикальные взгляды возникают не в самой стране, а в соседних", – уверен Марков.
Важной причиной роста расовой нетерпимости политолог считает миграцию, как "столкновение культурных и этнических групп". Все регионы, где отмечается рост национализма, это регионы массовой миграции. По словам Маркова, сюда можно причислить Краснодарский и Ставропольский край, Москву и регионы вокруг нее. "Миграция будет расти. Россия нуждается в рабочих руках. А в качестве негативной составляющей, она приведет к росту межэтнической напряженности, – заявил Марков. – Кроме того, у россиян есть чувство национальной ущемленности. Не забыты попытки изолировать Россию на международной арене, сохраняется идеология того, "что русские во всем виноваты. И те правозащитники, которые сегодня у нас выступают против "русского фашизма" работают не против него, а на него. Мы должны понять, что русофобия, которая существует, должна быть уравнена с антисемитизмом. В мире нет никакого антироссийского заговора. Но есть ряд маргинальных политиков, которые исповедуют идеологию русофобии. И именно они реально смыкаются с русскими фашистами, поскольку они заинтересованы друг в друге".
Затронув тему европейской ксенофобии, Эмиль Паин заявил "Yтру": "Российский и европейский фашизм – вещи разные. Ле Пену во Франции приличные люди руки не подают. И на ТВ его никто не пригласит. И против него выступают миллионы. А у нас заместитель председателя парламента открыто проповедует национализм. Это все-таки разные степени вовлеченности во власть. Если взять Йорга Хайдера, которого многие у нас считают фашистским пугалом, то я с таким определением не согласен. Если бы наши демократы, а вернее те, кто таковым себя считает, были бы по интеллекту равны Хайдеру, я бы был спокоен. То, что в Австрии называют фашизмом, не имеет отношения к российской ксенофобии. Многие идеи Хайдера сегодня приняты даже на уровне Европарламента. Взять хотя бы то, что сегодня в Европе не всякую миграцию считают благом. Сейчас это понимают практически все. Прекраснодушное представление о мигрантах приводит к тому, что возникают межэтнические конфликты. И правоцентрист Хайдер прекрасно это понимал".
По словам Паина, степень ксенофобии в России и на Западе принципиально различна. "Количество издаваемой литературы, количество передач в духе ксенофобии в России и Европе несопоставимы. У нас сегодня в центре внимания традиционализм, из которого логично вытекают все формы ксенофобии. И говорить о том, что власть обращает внимание на эти проблемы или способна что-то изменить, не приходится. Она сама задает тон изменению базовых ценностей", – утверждает он.
Впрочем, в данный момент можно не опасаться коричневой угрозы – причем по традиционной для современной России причине. "К счастью, у нас нет интеллектуального лидера этих настроений. Пока. Но если бы у нас появились 1-2 действительно харизматических лидера подобного толка, то тогда я бы тут спокойно не сидел и не рассуждал о ксенофобии. Я бы говорил о том, что угроза фашизма стала реальностью. Сегодня же эту опасность не нужно преуменьшать, но и не стоит преувеличивать. Сегодня не существует опасности общенациональной мобилизации под лозунгами фашистов, равно как не существует и политических перспектив у фашизма. Он локализован, рассредоточен. Но от существующих в этом спектре сил можно ожидать дестабилизации в некоторых регионах страны. И есть опасность того, что они создают базу для прихода к власти националистических, но пока сравнительно умеренных сил. Приведу пример. По моим данным, деятели РНЕ активно содействовали в предвыборной кампании в Воронеже партии "Родина". Они были среди активистов, которые собирали подписи и агитировали за "Родину", – заявил Паин "Yтру".
Обвинение в адрес одной из парламентских партий звучит весьма серьезно. "Yтро" попросило прокомментировать эти слова руководителя идеологического совета партии "Родина" Михаила Делягина. "Я сталкивался с людьми из РНЕ. Было два резервуара – РНЕ и ЛДПР, через которые прошло огромное количество людей, которые вскоре оттуда уходили. И для них членство в этих организациях стало клеймом на всю жизнь. Хотя очень многие из них сегодня не имеют с этими организациями и их идеологиями ничего общего. Люди шли в эти организации на волне патриотизма, озлобленности против реформ, из-за каких-то собственных комплексов. Очень многие из них отошли от этих организаций и не имеют с идеологией фашизма ничего общего.
Что касается выборов в Воронеже. Во время избирательных кампаний бросается клич "помогите все, кто может". И далеко не всегда удается быстро отфильтровать состав "помощников". Люди приходят, и готовы работать бесплатно, что немаловажно. У них на лбу не написано, что он из РНЕ. Если люди из РНЕ перекуются и докажут это делами, я не вижу причин, по которым они не смогли бы вступить в "Родину". Но пока они придерживаются идеологии русского фашизма, это невозможно. Даже люди из "Наших" в случае смены идеологии могут стать "родинцами". Я помню эпизод, когда на выборах 2003 г. одного из лидеров "Родины" действительно поддерживали люди, которые, как потом выяснилось, состояли в РНЕ. От них мы моментально избавились, как только об этом стало известно".