Лукашенко загоняют в объятия Путина

Читать в полной версии →
Заседания Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии давно стали ритуальными мероприятиями, от которых не ждут никаких прорывов. Однако сегодня традиция может быть нарушена


Фото: president.gov.by



Сегодня в Москве состоится очередное заседание Высшего государственного совета Союзного государства России и Белоруссии. Это ритуальное мероприятие, которое совершается два раза в год и от которого давно не ждут никаких серьезных достижений. Процесс строительства Союзного государства, которое уже много лет существует только в форме протокола о намерениях да еще органов власти "переходного образца", давно свелся к вялотекущей деятельности этих самых органов власти. Это предоставляет лидерам двух государств удобную возможность регулярно общаться, но не более того. Однако на этот раз традиция может быть нарушена: победный марш демократических революций на постсоветском пространстве заставляет Россию всерьез озаботиться сохранностью последнего плацдарма абсолютного влияния. Как говорится, отступать некуда, позади Москва.

С другой стороны, у Александра Лукашенко, чье нежелание жертвовать малейшей толикой суверенитета до сих пор оставалось главным тормозом интеграции, появились веские основания стать посговорчивее. Резкое усиление давления на Белоруссию со стороны ведущих западных государств не оставляет сомнений: грядущие в 2006 г. президентские выборы в этой стране вряд ли пройдут так же благообразно, как референдум, позволивший Лукашенко выдвигать свою кандидатуру на третий срок.

Госсекретарь США Кондолиза Райс в среду назвала нынешнюю белорусскую власть "последней диктатурой в Центральной Европе" и открытым текстом дала понять, что "настало время для перемен в Белоруссии". Вчера она общалась в Вильнюсе с представителями белорусской оппозиции и высказалась за то, чтобы белорусы подумали о свободных выборах. 2006 г., по ее мнению, является отличным поводом для этого, а у международного сообщества "имеется несколько способов поддержать белорусов".

"Мы не можем сказать, что белорусы должны идти на улицу – они сами примут решение, как им поступать лучше всего", – отметила госсекретарь, но не преминула добавить, что НАТО и ЕС могут в некотором отношении им помочь и оказать поддержку. Сами белорусы – по крайней мере те, что находятся в политической эмиграции в Вильнюсе, – уже приняли нужное решение: как сообщил после встречи агентству BNS зампредседателя Объединенной гражданской партии Белоруссии Александр Добровольский, Кондолизе Райс изложили намеченный оппозицией план действий, и она его поддержала. План мало чем отличается от традиционных сценариев "цветных" революций: организовать единое гражданское движение, выдвинуть единого кандидата на президентских выборах, а дальше – как получится. "Мы не надеемся, что выборы будут свободными и демократическими и мы можем победить на них, но мы пойдем на выборы, чтобы победить на улицах, – заявляет зампредседателя гражданской коалиции "Свободная Белоруссия" Дмитрий Бородко. – Если в Киеве смогли устроить революцию, значит, и мы можем".

В Белоруссии Заявление г-жи Райс расценили как открытое объявление войны. "Это призыв к свержению власти в суверенном государстве, возращение ко временам холодной волны", – заявил вчера руководитель комиссии по международным делам и национальной безопасности верхней палаты белорусского парламента Николай Чергинец. Однако вопрос о том, что может противопоставить Белоруссия (и стоящая за ней Россия) обещанным демократическим преобразованиям, остается открытым. Очевидно, что если между лидерами и будет достигнута какая-то договоренность по этому поводу, то она не будет гласной. В повестке дня Высшего Госсвета – традиционная рутина, которой Союзное государство живет последние несколько лет: "выравнивание" правового поля в области здравоохранения, образования, налогообложения, условия функционирования региональной группировки войск России и Белоруссии, ну и "новинка сезона" – подготовка к празднованию 60-летия Победы. Планируется утвердить обновленный состав совместной комиссии по подготовке Конституционного акта Союзного государства. Состав комиссии время от времени меняется, а удовлетворяющего обе стороны документа все нет. Впрочем, в последние два года в Москве не сильно нажимали на политическую интеграцию, сочтя, что экономическая – имеется в виду прежде всего переход Белоруссии на российскую валюту – послужит адекватной заменой. Однако и эти планы встретили решительное сопротивление со стороны Лукашенко. Договориться о введении единой валюты никак не удается, и теперь Высшему госсовету только и остается, что внести изменения в действующий "План совместных действий по введению единой денежной единицы Союзного государства па период 2001-2005 гг.", потому что уже ясно – в этом году никакой единой денежной единицы не будет.

Судя по вчерашнему заявлению Парламентского собрания Союза Белоруссии и России, проходившего под председательством спикера Госдумы Бориса Грызлова, пока в Москве предпочитают рассматривать ситуацию с той точки зрения, что Лукашенко, может, и "сукин сын, но это наш сукин сын". Парламентское собрание, "в связи с усилением антибелорусской кампании со стороны ведущих западных государств и подконтрольных им международных организаций и объединений" призвало Конгресс США, государства Евросоюза и комиссию по правам человека ООН "отказаться от риторики угроз и давления" на Белоруссию и наладить с руководством страны сотрудничество "в целях содействия укреплению демократических принципов в Белоруссии". Резолюции Европарламента по белорусской проблематике были признаны безапелляционными и тенденциозными. Одним словом, риторика – в лучших традициях холодной войны, потому что даже ежу понятно: в нынешней Белоруссии укрепления демократических принципов ожидать не приходится.

Вопрос в том, ограничится ли российская сторона только риторикой и материальной поддержкой и доверит ли Александру Лукашенко самостоятельно укреплять "демократические принципы" нынешнего образца или сочтет необходимым вмешаться.

Чисто теоретически, резкий рывок в сторону политической интеграции России и Белоруссии может позволить решить проблему легитимного третьего срока если не Лукашенко, то по крайней мере Владимиру Путину (не приходится сомневаться, что Лукашенко в этой ситуации получит по крайней мере гарантии, которых он никогда не дождется от демократии западного образца). О существовании "объединительного" сценария – наряду со сценарием перехода к парламентской республике – еще год назад предупреждал бывший вице-премьер РФ, руководитель аппарата счетной палаты Сергей Шахрай. "Сценария на самом деле два, – заявил он в интервью "Независимой газете". – Один – это реальное объединение с Белоруссией и создание де-юре нового государства. Тогда мы начнем отсчитывать первый президентский срок в новом государстве, по новой Конституции. Может быть, это будет уже пятилетний срок". Тогда этот сценарий рисовался "возможным, но не очень вероятным", хотя заложить в новый закон о референдуме норму, заметно упрощающую проведение объединительного референдума, власти на всякий случай не забыли. Вероятность того, что этой норме предстоит сработать, увеличивается с каждым днем. В самом деле: Владимир Путин уже столько раз говорил, что не намерен менять Конституцию России, что теперь нужны очень веские доводы для того, чтобы это произошло. Ну, а воссоединение России и Белоруссии, как ни крути, повод весьма достойный. Особенно если речь идет об объединении перед угрозой пусть не прямой, но все-таки агрессии с Запада.

Примечательно, что сегодня же в Кишиневе пройдет саммит ГУУАМ – организации, включающей Грузию, Украину, Азербайджан и Молдавию. Долгие годы она пребывала в состоянии спячки, но получила новый импульс после все тех же "цветных" революций. Теперь ГУУАМ, по замыслу его участников, предстоит сыграть определяющую роль в развитии демократии на всем постсоветском пространстве. Грузинский президент Михаил Саакашвили уже заявил о намерении усилить деятельность под углом "поддержки демократии" и намекнул на то, что страной следующей революции "назначена" Белоруссия.

Ирина ВОЙЦЕХ |
Выбор читателей