|
Нацисты хорошо понимали, что в случае падения Ленинграда положение Кронштадта – последней базы Военно-Морского Флота СССР на Балтике – становилось безвыходным. Взяв Ленинград, немцы неизбежно овладевали и кораблями Балтийского флота. Кроме того, немцы были озабочены тем, что именно боевые корабли советского Краснознаменного Балтийского флота препятствовали важнейшим перевозкам Германии из скандинавских стран.
Планируя захват Ленинграда, германское командование преследовало не только военные и экономические цели. Гитлер видел в Ленинграде бастион большевизма и русского патриотизма. В июле 1941 г. при посещении штаба группы армий "Север" фюрер подчеркивал, что сокрушение Ленинграда означало бы уничтожение одного из символов государства. Он разъяснял своим генералам, что "дух славянского народа в результате тяжелого воздействия боев будет серьезно подорван, а с падением Ленинграда может наступить катастрофа".
В соответствии с планами германского командования группа армий "Север" в составе 16-й и 18-й армий и 4-й танковой группы при поддержке авиации и флота имела задачу разгромить советские войска в Прибалтике и, во взаимодействии с частью группы армий "Центр", а также войсками, наступавшими из Финляндии, захватить Ленинград и Кронштадт. Одновременно две финские армии при поддержке 5-го немецкого воздушного флота и финского флота должны были перейти в наступление между Ладожским и Онежским озерами и на Карельском перешейке, чтобы соединиться с немецкими войсками на реке Свирь и в районе Ленинграда.
Войскам противника противостояли Северный фронт (командующий – генерал-лейтенант М.М. Попов) в составе 7-й и 23-й армий и Северо-Западный фронт (командующий – генерал-майор П.П. Собенников) в составе 8-й, 11-й и 27-й армий. Вследствие неудачных действий в начальный период войны войск Северо-Западного фронта на территории Прибалтики и учитывая возможность прорыва противника на Ленинград, Ставка Верховного Главнокомандования привлекла к обороне города часть сил Северного фронта. Важным рубежом, прикрывавшим Ленинград с юга, являлась река Луга, на которую была выдвинута созданная командованием Северного фронта Лужская оперативная группа. Для централизации управления войсками фронтов Государственный Комитет Обороны 10 июля 1941 г. образовал Главное командование Северо-Западного направления (главнокомандующий – маршал Советского Союза Ворошилов), подчинив ему войска Северного и Северо-Западного фронтов. Северный и Балтийский флоты. Группа армий "Север" (командующий – генерал-фельдмаршал фон Лееб) к началу наступления на Ленинград имела превосходство над советскими войсками по пехоте – в 2,4; орудиям – в 4; минометам – в 5,8; танкам – в 1,2; авиации – в 9,8 раза.
Наступление немецких войск на Ленинград началось 10 июля 1941 года. Уже через месяц развернулись упорные бои на ближних подступах к городу. На Карельском перешейке советские войска к 1 сентября с боями отошли на рубеж Кексгольм, Выборг. Создалась реальная угроза окружения Ленинграда. 23 августа Ставка разделила Северный фронт на Карельский и Ленинградский. 29 августа Главное командование Северо-Западного направления было расформировано, а Карельский, Ленинградский и Северо-Западный фронты были подчинены непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования.
В конце августа противник возобновил наступление вдоль шоссе Москва – Ленинград, вышел к Неве и перерезал железные дороги, связывающие Ленинград со страной. 8 сентября, овладев Шлиссельбургом (Петрокрепостью), немецкие войска отрезали Ленинград от страны с суши. Началась блокада города. Сообщение с ним поддерживалось теперь только по Ладожскому озеру и по воздуху. На следующий день противник начал новое наступление на Ленинград, но в результате упорного сопротивления войск Ленинградского фронта наступление врага, понесшего тяжелые потери, постепенно ослабевало, и к концу сентября фронт на ближайших подступах к Ленинграду стабилизировался. План врага по захвату Ленинграда сходу потерпел крах.
Борьба за Ленинград продолжала носить ожесточенный характер. Пытаясь сломить защитников города, гитлеровцы осуществляли варварские бомбардировки и обстрелы. В ходе битвы за Ленинград по городу было выпущено около 150 тыс. снарядов и сброшено свыше 102 тыс. зажигательных и около 5 тыс. фугасных бомб.
В июле-сентябре 1941 г. в городе была сформирована армия народного ополчения в составе 10 стрелковых дивизий, 16 отдельных пулеметно-артиллерийских батальонов, 7 партизанских полков и нескольких маршевых батальонов, общей численностью более 160 тыс. человек. Командование фронта выделило для них некоторое количество вооружения, снаряжения и материально-технических средств. Однако, несмотря на патриотический порыв и готовность биться вплоть до самопожертвования, боеспособность формирований народного ополчения была невысокой. Личный состав частей и подразделений имел слабое вооружение и был недостаточно обучен, что вело к значительным потерям. За первые десять недель войны Ленинград и область послали в армию и флот более 659 тыс. человек рядового и сержантского состава. Это настолько исчерпало людские ресурсы, что в сентябре 1941 года, когда ожесточенные бои развернулись у самых стен Ленинграда и стала реальной опасность вторжения немецких войск в городские пределы, на фронт удалось дополнительно послать лишь 6213 солдат и офицеров. К этому времени все мало-мальски подготовленные в военном отношении резервы были исчерпаны.
Несмотря на тяжелейшие условия, промышленность Ленинграда не прекращала свою работу. За период блокады было отремонтировано и изготовлено 2 тыс. танков, 1,5 тыс. самолетов, тысячи орудий, много боевых кораблей, 225 тыс. автоматов, 12 тыс. минометов, около 10 млн. снарядов и мин. Городской комитет обороны делал все возможное для спасения населения от голода.
По указанию Государственного Комитета Обороны была создана военно-транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру и связывавшая с сентября 1941 по март 1943 г. осажденный город с Большой землей. Эту артерию, имевшую важнейшее стратегическое значение, ленинградцы по праву назвали "Дорогой жизни". Перевозки в периоды навигации производили Ладожская флотилия и Северо-Западное речное пароходство. 22 ноября начала действовать военно-автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера, по которой только зимой 1941/42 года было доставлено более 360 тыс. т грузов. Из города было вывезено около 550 тыс. человек, около 3700 вагонов оборудования, культурных ценностей и другого имущества. За весь период действия по Дороге жизни было перевезено свыше 1,6 млн. т грузов, эвакуировано около 1,4 млн. человек.
Для подачи в город нефтепродуктов от местечка Кареджи на Ладожском озере (пункт приема горючего с железной дороги) до ст. Борисова Грива (в 45 км к северо-востоку от Ленинграда) в рекордно короткий срок – за 43 дня (5.05-16.06.1942 г.) был построен и проложен трубопровод по дну Ладожского озера. Его строительство велось в непосредственной близости от фронта, в сложных погодных условиях. Подводная часть (27 км) была уложена всего за 14 дней. Общая длина трубопровода – 35 километров. Ладожский трубопровод имел важное значение для обороны Ленинграда. За период с июня 1942 г. по март 1943 г. по нему в город поступило свыше 40 тыс. т горючего. Осенью 1942 г. по дну Ладожского озера были проложены энергетический кабель, соединивший город с электростанциями Волховстроя, а также новые кабели связи.
В те дни Ставка ВГК, проводя дезинформационные мероприятия по плану отвлекающей операции "Марс", смогла убедить германское командование в том, что Красная Армия в ближайшее время нанесет главный удар против группы армий "Центр". Основываясь на таком выводе, немцы спешно перебросили под Москву 21-ю дивизию, в том числе и всю 11-ю армию во главе с фельдмаршалом Манштейном. Это обстоятельство и начавшееся контрнаступление советских войск под Сталинградом, завершившееся окружением и уничтожением крупной группировки врага и общим наступлением на южном крыле советско-германского фронта, не позволили гитлеровцам усилить свои войска под Ленинградом.
В такой обстановке Ставка ВГК приказала приступить к реализации плана прорыва блокады. Эта операция получила кодовое название "Искра". Ее замысел состоял в том, чтобы встречными ударами двух фронтов – Ленинградского (командующий – генерал-лейтенант артиллерии, с 15.01.1943 г. – генерал-полковник Л.А. Говоров) и Волховского (командующий – генерал армии К.А. Мерецков) – разгромить немецкую группировку севернее Синявино, прорвать блокаду и восстановить железнодорожную связь города со страной вдоль южного берега Ладожского озера.
12 января тишину морозного Yтра на обоих фронтах разорвала канонада артиллерийской подготовки, которую начали свыше 5 тыс. орудий и минометов. В ходе ее воздушные армии фронтов осуществили и авиационную подготовку.
Огненный ураган, бушевавший на позициях противника более двух часов, дезорганизовал его систему огня и нанес серьезные потери. В результате бросок нашей пехоты через Неву прошел почти без потерь. Поддерживаемые огневым валом артиллерии и ударами авиации, пехота и танки обоих фронтов начали атаку. К полудню 18 января ударные группировки фронтов соединились в районах рабочих поселков №5 и №1. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8-11 километров. В этот же день был освобожден и Шлиссельбург. Блокада Ленинграда была прорвана.
Не меньший, чем бойцы и командиры Красной Армии, героизм проявили и те, кто уже в ходе прорыва круглосуточно трудился над созданием новых сухопутных артерий к Ленинграду. Новый железнодорожный путь Поляны – Шлиссельбург протяженностью 33 км, автомобильная дорога и мостовые переходы через Неву были построены всего за 13 суток! А 7 февраля к перрону Финляндского вокзала подошел первый поезд с Большой Земли – связь Ленинграда со страной по суше была восстановлена.
Прорыв блокады явился переломным моментом в битве за Ленинград. Замысел врага задушить голодом защитников и жителей города был сорван. Но немцы продолжали совершенствовать свои укрепления вокруг него и, используя многочисленную осадную артиллерию большой и особой мощности (210 и 240-мм пушки, 410-мм гаубицы, 305 и 420-мм мортиры), с еще большим, чем прежде, остервенением обстреливали Ленинград и коммуникации у Шлиссельбурга. Более того, они разрабатывали планы новых операций ("Беренфан", "Паркплац-1" и "Паркплац-2") по восстановлению блокады и последующему захвату Ленинграда, наращивали состав своей группировки. К июлю 1943 г. 18-я армия стала иметь число дивизий больше, чем любая другая немецкая армия на Восточном фронте.
Однако советское командование не выпускало из рук захваченную инициативу. С февраля по октябрь в полосе от Ленинграда до Новгорода оно провело шесть частных наступательных операций, в ходе которых 18-я немецкая армия понесла большие потери. Кроме того, после жестоких поражений вермахта в Курской битве, на Украине и Кавказе, когда Гитлер был вынужден из состава этой армии снять и перебросить на другие направления 8 дивизий, надежды фашистов на захват Ленинграда были окончательно развеяны.
В то же время, в результате побед советских войск к началу 1944 г. сложились благоприятные условия для полной деблокады Ленинграда. Ставка ВГК разработала план Ленинградско-Новгородской стратегической операции. Перед Ленинградским, Волховским и 2-м Прибалтийским фронтами была поставлена задача в тесном взаимодействии с Балтийским флотом (командующий – адмирал В.Ф. Трибун), Ладожской и Онежской военными флотилиями, авиацией дальнего действия, партизанскими соединениями разгромить немецкую группу армий "Север", осаждавшую город, полностью снять блокаду Ленинграда, очистить от противника Ленинградскую область и создать условия для последующего наступления с целью освобождения Прибалтики.
В рамках операции предусматривалось провести несколько фронтовых операций, в том числе Красноссльско-Ропшинскую операцию ("Нева-2") Ленинградского фронта. Войскам последнего предстояло прорвать сильную, готовившуюся в течение двух лет, оборону противника. Немцы считали ее непреодолимой и неприступной, называя "Северным валом", "стальным кольцом" вокруг блокированного города.
14 января началось наступление. К исходу 27 января советские войска отбросили противника от Ленинграда по всему фронтона на 65-100 километров. А вечером того же дня по Всесоюзному радио прозвучал приказ командующего войсками Ленинградского фронта генерала армии Л.А. Говорова с сообщением о полном освобождении Ленинграда от вражеской блокады, и о том, что "сегодня, 27 января, в 20 часов, город Ленина салютует доблестным войскам Ленинградского фронта..."
Это был единственный случай во всей Великой Отечественной войне, когда не Москва, а северная столица славила своих солдат-победителей артиллерийским салютом. Поэт-блокадник Николай Тихонов в этой связи говорил: "324 орудия ударили 24 раза, и ни один голос артиллерийской тревоги ни в одном районе не отозвался на эту стрельбу. И затем наступила странная, непонятная, блаженная, долгожданная тишина Победы".
Великий город праздновал победу. Но битва продолжалась. Войска Ленинградского и Волховского фронтов, развивая наступление, овладели лужской укрепленной полосой противника, и, продвинувшись еще на 100-120 км, вышли к Нарве и на восточный берег Чудского озера. Битву за Ленинград завершила Выборгско-Петрозаводская наступательная операция (10.06 – 9.08 1944 г.), проведенная войсками правого крыла Ленинградского и левого крыла Карельского фронтов при содействии сил Балтийского флота, Ладожской и Онежской военных флотилий. В результате операции советские войска освободили северные районы Ленинградской области, большую часть Карело-Финской Советской Социалистической Республики и нанесли сокрушительное поражение финской армии. Успешные боевые действия в этой операции существенно изменили обстановку на северном участке совстско-германского фронта, предопределили выход Финляндии из войны и создали благоприятные условия для полного освобождения советского Заполярья
Битва за Ленинград, продолжавшаяся 1125 дней, имела крупное политическое и военно-стратегическое значение. Оттянув на себя значительные силы немецких войск и всю финскую армию, ленинградцы лишили гитлеровцев возможности перебрасывать свои силы на те участки фронта, где решались главные задачи. С окончанием Ленинградской битвы высвободились крупные силы Ленинградского и Карельского фронтов, которые Ставка ВГК использовала на других стратегических направлениях
Победа под Ленинградом завоевана дорогой ценой. В дни блокады умерло от голода 600 тыс. ленинградцев – мужчин, женщин, детей. Свыше 460 тыс. человек безвозвратно потеряли войска Ленинградского фронта. Общие же людские потери Ленинградского и Волховского фронтов за 37 месяцев битвы за Ленинград достигли 2 млн 760 тыс. человек, в том числе безвозвратные – более 810 тыс. человек. Тяжелейший урон был нанесен городу в течение 900 дней блокады.
Автор – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института военной истории МО РФ.