|
Как заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции Хильми Гулер, его стране вообще следует сократить транзит танкеров через Босфор и Дарданеллы. По словам министра, за последние три года количество танкеров, следующих транзитом через черноморские проливы, увеличилось на 50%.
Вообще, черноморские проливы, по мнению турецкого правительства, превратились в опасный транспортный коридор по транзиту нефти и газа, что угрожает экологии региона и миллионам людей, живущим в прибрежной зоне, заявил Х.Гулер.
Но это в Турции, там тепло, как говорил герой фильма "Джентльмены удачи". А что для Украины запрет на нефтяной транзит? Как отмечают эксперты Platts, запрет сводит фактически на нет все последние усилия новой украинской власти по уменьшению своей зависимости от поставок нефти из России. Напомним, что Киев изучал возможность импорта нефти из Ливии и Ирака через турецкий порт Джейхан.
В настоящее время российское топливо составляет порядка 85% в украинском нефтяном импорте. И теперь конфликт российских нефтяных компаний с Киевом будет выглядеть совсем в ином свете. Напомним, что Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) 20 апреля возбудил дело в отношении российских нефтяных фирм по признакам антиконкурентных согласованных действий. А проще говоря, правительство Украины и лично премьер Тимошенко обвинили российские нефтяные компании в том, что они безосновательно завышают цены на продаваемое топливо.
Следует отметить, что большинство аналитиков считают ошибочными и вредными действия украинского правительства. По их мнению, экономика республики остается прочно встроенной в экономику России. Ее металлургический и машиностроительный комплексы ориентированы на северного соседа, а транзит нефти и газа по территории Украины приносят ей несколько сотен миллионов долларов.
Впрочем, в Киеве так не думают и продолжают настаивать на своем. Стало известно, что Министерство экономики Украины по согласованию с Минтопэнерго продлило действие предельных оптово-отпускных цен на дизтопливо и бензины с 1 мая до 1 июня 2005 года. Российские предприятия предупредили правительство страны, что подобные меры могут грозить дефицитом топлива в стране.
После совещания у украинского премьера, на котором присутствовали исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан, президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов и топ-менеджер группы "Альянс", Тимошенко заявила о своей победе. ТНК-BP обязалась с нынешней пятницы продавать дизельное топливо и нефтепродукты по ценам Меморандума о стабилизации цен на рынке нефтепродуктов Украины. Впрочем, руководство российских компаний все равно намеревается продавать горюче-смазочные материалы по рыночным ценам, а все претензии оспаривать в судах. В настоящее время большинство автозаправок Киева не придерживаются розничных цен, установленных Минэкономики.