Легенда Великой Отечественной: Богоматерь спасла Москву

Читать в полной версии →
До сих пор идут споры о том, был он или нет – воздушный крестный ход, который остановил наступление немцев на Москву. Будто бы по тайному приказу Сталина над городом поднялся самолет, на борту которого находилась икона Богородицы


Тихвинская икона Божией Матери



Издавна Святую Русь оберегали чудотворные иконы Божией Матери – заступницы и молитвенницы за всех православных. Особенно сильно чувствовалась помощь Богородицы в тяжкие для нашей Родины времена. Предания рассказывают о том, как в деле борьбы с завоевателями-татарами московскому князю Дмитрию Донскому помогала икона, принесенная на поле брани донскими казаками. Образ Девы Марии, взятый из Благовещенской церкви городка Сипотина, водрузили на древке как хоругвь, и во все продолжение битвы он пребывал среди русского войска, разрешив исход Куликовской битвы в пользу русичей. В честь этих событий чудесная икона получила название Донской. В 1591 г. она вновь спасла столицу от нашествия войска крымского хана. Владимирская икона Божией Матери оказала большую помощь в спасении Москвы от Тамерлана. Самый страшный и беспощадный властитель Азии развернул свои войска и исчез в степи. В Смутное время Русь оберегала Казанская Божия Матерь, победе в Полтавской битве способствовала Каплуновская икона. Своя легенда связана и с Великой Отечественной войной.


Храм Тихвинской Божией Матери в селе Алексеевском

До сих пор историки и обыватели спорят, был он или нет – воздушный крестный ход, который чудесным образом остановил наступление немцев, стоявших на ближних подступах к Москве. Будто бы по тайному приказу Сталина над городом, окруженным фашистами, поднялся самолет, на борту которого находилась икона Богородицы. В дальнейшем различные варианты легенды присваивают честь спасения Москвы разным образам. Некоторые указывают на чудотворный список с иконы Тихвинской Божией Матери, хранившейся в храме в селе Алексеевском. Другие отводят почетную роль аналогичной иконе, только родом из самого Тихвина либо из Ленинграда. Настойчиво упоминаются также Казанская и Владимирская иконы. Существует также вариант, согласно которому с Тихвинской иконой совершался воздушный крестный ход, а Казанский образ был пронесен по оборонительным позициям.

Ни свидетельств летчика, который мог выполнить этот полет, ни воспоминаний священников, совершавших молебен, не сохранилось. Остается лишь предполагать, что документы, которые могли относиться к событиям декабрьских дней 1941 г., были либо засекречены, либо вовсе отсутствовали как факт. Опубликованы, однако, воспоминания Валентина Георгиевича Владимирова, в те времена охранявшего столичное правительство и жителей города от банд дезертиров и уголовников, наводнивших город. Спустя годы после войны он рассказывал следующее: "Когда я стоял однажды на посту у Боровицких ворот, мимо проехала машина с тремя священниками с бородами и крестами, и лишь позже выяснилось зачем. Через несколько дней самолет "Дуглас" поднялся в воздух с иконой Казанской Божьей Матери и трижды облетел Москву. Затем состоялся крестный ход вдоль оборонительных сооружений. То ли по случайному изменению в погоде, то ли действительно по велению высших сил, но тут же началось резкое похолодание и повалил густой снег".


Казанская икона Божией Матери

В продолжение чудесных событий Казанская икона посетила Сталинград, где перед ней шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Говорят, что лик Богородицы был обращен к нашим войскам на правом берегу Волги и немцы не смогли перейти реку, сколько ни пытались. Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Аналогичные события предшествовали победной Курской танковой битве: перед привезенным на позиции образом Казанской Божией Матери молились все присутствовавшие там советские генералы. Последнее, впрочем, вызывает определенные сомнения – слишком уж сильна была у высших чинов советской армии вера в идеалы марксизма-ленинизма. Однако простые солдаты, сохранившие впитанную еще с молоком матери веру в Бога, часто крестились перед сражением, сопровождая знамение нехитрой молитвой. В этом своеобразном народном православии так тесно уживались несоединимые, кажется, вещи, что часто на передовой можно было слышать и знакомое всем по военным фильмам и хроникам "За Родину! За Сталина!", и "Спаси и сохрани!".


Владимирская икона Божией Матери

Не оставляла воинов и Русская Православная Церковь, получившая в 1943 г. значительное послабление от правительства. Кроме молитв в церквях и монастырях, священники выезжали на передовую, чтобы отслужить молебен о ниспослании защиты наших солдат от смерти и даровании им победы. Один из офицеров, принимавших участие в штурме Кенигсберга в 1944 г., вспоминал: "Наши войска уже совсем выдохлись, потери были огромны. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, и с ним священники с иконой. Многие стали шутить: "Вот попов привезли, сейчас они нам помогут!.." Но командующий быстро прекратил эти шуточки, приказал построиться и снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы в недоумении смотрели: куда это они идут во весь рост-то? Их же всех перебьют. Со стороны немцев была такая стрельба – огненная стена! Но они спокойно шли на огонь. И вдруг стрельба оборвалась, как по приказу. Тогда был дан сигнал – и наши войска с суши и с моря начали общий штурм Кенигсберга. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен".

Как видим, настоящие чудеса во время войны, безусловно, были, однако многих продолжает волновать главное из них – московское чудо с иконой. Историки на этот счет упорно отмалчиваются, да и священники Русской Православной Церкви предпочитают не комментировать это событие однозначно. "Теоретически такое могло быть, но нет никаких доказательств. Насколько я знаю, это мифология. Но дыма без огня в любом случае не бывает", – сказал "Yтру" пресс-секретарь Нижегородской епархии священник Игорь Пчелинцев. Словом, даже если случится так, что точно откроется – не было чудесного крестного хода, забывать о том, что силу и доблесть наших воинов подкрепляли молитвы Православной Церкви и заступничество Богородицы, конечно, не стоит.

Елена КОТИКОВА |
Выбор читателей