Дровосек (The Woodsman)
США, 2004
Режиссер: Николь Кассель
В ролях: Кевин Бейкон, Кира Седжвик, Ив, Бенджамин Братт, Мос Деф
|
В "Дровосеке" остались заметны ошметки от оригинальной пьесы Стивена Фехтера, который писал сценарий вместе с Кассель. Это основополагающий деспотизм авторов, которые устраивают мир фильма удобным для них образом: педофил, вышедший из тюрьмы после 12-ти лет заключения, не находит другой квартиры, кроме как прямо напротив школьного двора. Первая же женщина, которую он встречает – курильщица, матерщинница, водитель погрузчика на лесопилке (Кира Седжвик), – оказывается тоже не без греха и потому способна не только понять и принять извращенца, но и увидеть "светлую сторону" его личности. Когда же в городе объявляется еще один "любитель" детишек, для своих маневров он выбирает именно ту школу, за которой каждый день следит герой Бейкона.
Зато по этой густой канве Кассель может свободно располагать сцены, которые повторяются почти с маниакальной настойчивостью: автобус, школа, детишки, психотерапевт, пила. К тому же, в минималистской схеме сценария актеры получают возможность углубить характеры своих героев. Особенно тонкой, разумеется, оказывается игра Бейкона, но на пятки ему наступает Мос Деф в роли полицейского, которому есть что сказать о психоаналитической трактовке "Красной шапочки".
"Дровосек" – впечатляющий стартовый проект, который значительно выигрывает в сравнении с двумя другими "независимыми" дебютами прошлого года: "Домом из песка и тумана" Вадима Перельмана и "Монстром" Патти Дженкинс. В отличие от малобюджетного фильма эмигранта из России с известными актерами и противоречивой тематикой, пейзажи здесь по большей части просто пейзажи, а не многозначительные символы, а музыка – просто заполнение тишины. "Дровосек" кажется немногословным, как и его персонаж, хотя говорят в нем порядочно, а Мосу Дефу даже достается пара монологов. Конечно, остается темный лес, без которого никак нельзя было обойтись, но он не такой уж темный, а Красная Шапочка раздваивается на красную курточку и красный мячик, который прыгает в голове Бейкона, словно караоке-напоминание.
Патти Дженкинс упростила историю своего "Монстра", заявленную как беспристрастную, в стиле программы "Моя семья". Николь Кассель весьма грациозно идет по более сложному пути. У нее темен не окружающий героев мир или абстрактное "общество" и зло не объясняется воспитанием или "обстоятельствами" – темны сами персонажи. Червоточина сидит внутри каждого из героев: внутри полицейского, который задумчиво и нежно говорит страшные вещи, внутри рабочих, которые вымещают свой страх кулаками, внутри секретарши (Ив), которая мелочно рушит жизнь человека под предлогом "люди должны знать" (кстати, фильм вышел в прокат в США через 9 дней после публикации в Интернете списка отсидевших свой срок педофилов). Человек же в конечном итоге оценивается по его готовности бороться со злом внутри себя.
Несмотря на куда более серьезную разработку схожей темы Николь Кассель, мелодраматизм "Монстра" принес Шарлиз Терон "Оскара", а самая глубокая роль в карьере Бейкона не заслужила от академиков даже номинации. С другой стороны, конечно, извращенец с рыбьими глазами – не дамочка-убийца в исполнении красавицы по жизни.
В прокате с 28 апреля