Фото: ramt.ru |
На театральных афишах имя Акунина появляется не впервые. Вот недавно, к примеру, театр "Школа современной пьесы" под руководством Иосифа Райхельгауза ставила у себя его "Чаек" - варианты конца знаменитой чеховской пьесы с типично театральным "стебаловом".
Три года назад Акунин впервые появился и в РАМТе – спектакль "Эраст Фандорин" завоевал не только зрительские симпатии, но и театральную премию "Прорыв" для исполнителя главной роли Петра Красилова. На этот раз создатели спектакля пошли дальше – две версии пьесы "Инь и Ян" были написаны г-ном Чхартишвили специально для РАМТа. Одна версия черная, другая, как и следовало ожидать – белая. Начальные знания по буддизму имеет сейчас, наверное, каждый, вряд ли кому придется лишний раз объяснять, что Инь (черный) и Ян (белый) цвета воплощают в буддийской мифологии соответственно плохое женское и хорошее мужское начало. Которые, при этом, неразрывно связаны друг с другом и друг без дружки не существуют.
Так и в РАМТе. Выбираясь на "Инь и Ян" вы оказываетесь, по вашему выбору, на черной или на белой версии спектакля. Пойдете смотреть белую – получите детективчик в лоб в духе Агаты Кристи, пойдете смотреть черную – получите мистическую жвачку в духе Эдогавы Рампо. В целом все как в старой доброй истории про богатырский камень у дороги: направо пойдешь – коня потеряешь, налево – кошелек, а прямо - так полное "до свидания…".
Шутка с двумя вариантами сделана, конечно, не для художественности, не для модности, даже не для того, чтобы повысить сборы, потому что "Инь и Ян" - штука не такая, чтобы ходить на нее дважды. Нет, этот фокус разыгрывается здесь не для чего иного, как для пиара. Для него же – имя Акунина на афише. Режиссер-постановщик Алексей Бородин и художник Станислав Бенедиктов приложили все усилия к тому, чтобы сделать из этой пьесы театральный блокба$стер. Как огромная сцена, так в общей сложности и все 8 часов постановки выверены со всей математической тщательностью. Где белые ширмы, где за ними черные стулья, где черные платья, а где белые столы: все на месте, все вертится, все посчитано, все стоит на своем месте. Актеры группируются на огромной сцене как шахматные фигурки на доске: то вместе соберутся, то по углам рассыпятся, а в центре король Фандорин и его верный ферзь – японский слуга Маса – Алексей Веселкин и Петр Красилов соответственно.
За что разжаловали в собственного слугу бывшего героя главного детективного сериала 90-х Петра Красилова, сказать трудно. На его месте теперь Алексей Веселкин, старательный и симпатичный актер. Но лучше он не смотрится. Да, его Фандорин выверено заикается и красиво ходит туда-сюда, но на этом его обаяние кончается. Самому же Веселкину как будто только в кайф порассуждать о перепавшей ему роли. Он долго рассказывает на пресс-конференции, как обаял его Эраст Петрович и с каким интересом он вживался в роль. Тем не менее, ответа на вопрос, в какую именно роль и как надо было вживаться, ни он, ни постановщик дать не могут.
В детективе, представленном на сцене РАМТа, нет обаятельных героев, кроме, разве что, Красилова-Масы, на образ которого Акунин потратил немного больше писательской выдумки. Есть только математика представления и логика сюжета: добро пожаловать, чтобы с интересом и с удовольствием посмотреть ничего не означающий детективчик-с. Понятно, что тот, кто ставит на Акунина, не прогадает – имя интеллектуального беллетриста так же не сходит со страниц газет, как и с книжных прилавков. По всем правилам, он уже давно должен был всем надоесть, но популярность его только растет день ото дня. И все же человек, начинающий читать Акунина, подпадал под обаяние совсем не детективной линии и даже не только эпохи, в которую писатель переносил действие своих книг. Главным, неистребимым, любимым оставался герой – Эраст Петрович Фандорин. Этот герой был так же безумно востребован, как в свое время Шерлок Холмс и Эркюль Пуаро. Герой, в которого влюблялись бы девушки и на которого мечтали быть похожими юноши. Герой, даже книжная, вымышленная смерть которого вызвала в стране национальную трагедию.
В спектакле РАМТа Фандорина нет. Как нет его ни в одном другом спектакле, ни в одном фильме, ни в единой радиопостановке. Пока нет. Потому что Фандорин – прежде всего обаятельный малый. Он герой нашего времени, лапочка, душка, загадка и народный любимец. Блеклых фандориных, лишенных красок и обаяния оригинала, не раскрасить никакими псевдояпонскими красотами и изысками сюжета. А без них детектив останется только детективом, и даже десять имен Акунина на афише не спасут его от этой печальной участи.
Российский Академический молодежный театр
"Инь и Ян: белая версия" 12.05 , начало в 15:00
"Инь и Ян: черная версия" 12.05 начало в 19:00
А также 24 и 25 мая