|
И вот нынешнее правительство решило повторить то, что не удалось его предшественникам – экс-премьеру Виктору Черномырдину и бывшему министру промышленности Илье Клебанову. В плане развития отечественного автопрома до 2008 г., который Министерство промышленности и энергетики направило в Белый дом, чиновники включили пункт "об ограничении эксплуатации автотранспорта, не соответствующего требованиям правостороннего движения". Если правительство одобрит его на заседании 19 мая, к разработке изменений, касающихся иномарок с правым рулем, чиновники Минпромэнерго, МВД и Минтранса приступят уже осенью.
Основная цель властей – подержанные иномарки из Японии, которые к нам возят эшелонами. В начале года в России насчитывалось 1,28 млн автомобилей-"правшей", причем 95% из них бегали по дорогам Дальнего Востока. По сведениям экспертов, в прошлом году к нам было ввезено почти 160 тыс. таких машин.
"Запретить ввоз в Россию технических средств с правым рулем невозможно, скорее всего, будут вырабатываться меры по ограничению эксплуатации таких машин", – рассказывает сотрудник Минэкономразвития, участвовавший в подготовке плана. По его словам, один из вариантов – "отсекать такие автомобили на стадии техосмотра. Тогда их владельцы должны будут переделать правый руль на левый". Возможен и другой вариант: "неправильные японки" просто не будут ставиться на учет в ГИБДД.
Если правительство согласится с инициативой, в выигрыше окажутся продавцы подержанных иномарок с левым рулем и отечественные производители. АвтоВАЗ признается, что для них японский рынок – лакомый кусок. УАЗ также не отказывается разделить с японцами этот рынок. Хотя некоторые считают, что место "островного экспорта" займут подержанные корейские машины стоимостью около $4 тысяч.
Боясь народного гнева на Дальнем Востоке, правительство не идет на жесткие меры, хотя эти машины явно опасны. К тому же возмущения может повлечь запрещение к эксплуатации уже ввезенных в Россию праворульных машин, ведь переоборудование "японок" обойдется в $2-5 тысяч.
Введение новых требований разрушит автобизнес Дальнего Востока, прогнозируют местные менеджеры. Они также предостерегают, мол, следует ожидать социальной напряженности. Как пишет газета "Ведомости", депутат Виктор Похмелкин напоминает, что с идеей запретить праворульные авто уже выступали члены ельцинского правительства. "Но провести такое решение без отделения Дальнего Востока невозможно", – заключает он.
И хотя чиновники уверяют, что разваливать Россию не собираются, все-таки прежде стоит подумать, что для нас важнее – 36% площади страны или 160 тыс. подержанных иномарок.