|
С недавних пор саммиты России с Западом (будь то Евросоюз или США) действительно потеряли всякий привкус сенсационности. Объяснялось это очень просто: Россия из ученицы рынка и демократии превратилась в зрелого партнера со своими взглядами на предмет изучения. "Где-то к концу 2003 г. стало очевидно, что российская социально-политическая и экономическая система не только не приближается к европейским образцам, как официально провозглашалось на протяжении почти десятилетия, но и уверенно от них удаляется. Причем не потому, что Россия не может осуществить необходимые для успешной европеизации реформы, как в 1990-е, а потому, что более не считает это нужным. Кремлевские представители все громче заявляют о праве России строить собственную государственную модель, не оглядываясь на те или иные иностранные образцы", - пишет по этому поводу главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.
Европейцы, конечно, были поначалу обескуражены такими изменениями в подходе России к сотрудничеству, пытались продолжать учить ее жить, стали ссориться и угрожать. Бесполезно – отношения зашли в тупик. И тогда власти Евросоюза мудро отделили проблему "нравоучения" России от насущных экономических интересов сотрудничества и стали заниматься последними. А учить жить предоставили организациям типа ПАСЕ. И отношения Брюсселя с Москвой стали налаживаться: это было заметно год назад, во время расширения ЕС. Тогда возникла было уйма проблем и взаимных претензий, но практически все их удалось разрешить.
И только что состоявшийся саммит продолжил добрую традицию: он принес не сенсацию, а "запланированный" успех. Была принята давно муссировавшаяся концепция создания четырех общих пространств России и Евросоюза (экономического, внутренней безопасности и правосудия, внешней политики и безопасности, культуры и образования). Стороны подписали документы, которые получили модное название "дорожных карт". По этим "картам" можно будет прийти к пространствам…
По-разному оценивают эксперты достижения саммита. Одни заявляют об эпохальном событии, другие говорят, что подписана очередная декларация о намерениях, которую неизвестно еще чем наполнить. В сущности, и те, и другие отчасти правы. Пессимисты правы в том, что с утверждением общих пространств в отношениях России с Европой ровным счетом ничего не поменяется: ни зоны свободной торговли в одночасье не возникнет, ни – тем более – свободы перемещения услуг, капитала и рабочей силы. И шенгенские визы никто для россиян не отменит (обещают только облегчить процедуру их получения). Однако правы и те, кто возлагает на достигнутое соглашение радужные надежды. Оно действительно представляет собой рамку, достаточно широкую, чтобы в ней уместились все мыслимые формы интеграции России с Европой (а вступать в ЕС мы и сами не хотим). Дело теперь за малым: нужно постепенно наполнять эту рамку содержанием. И весь вопрос в том, как пойдет этот процесс. А как-то пойти он должен хотя бы потому, что основной стратегический документ, на котором сейчас строится сотрудничество России с Евросоюзом – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. – устарел. Эксперты полагают, что в основу новой стратегии будут положены именно эти четыре пространства.
Надо сказать, что наилучшие перспективы у пространства экономического. Причем не Россия, а Европа выступает и будет выступать инициатором сближения в этой плоскости. Все дело в том, что экономика ЕС уже который год развивается ни шатко, ни валко: объединенная Европа отстает по темпам экономического роста от среднемировых показателей в два раза. В прошлом году ВВП стран ЕС вырос на 2%, в этом – будет еще меньше: недавно Европейский центральный банк снизил свой прогноз до 1,6%. Не помогло и вливание "молодой крови" - стран Центральной и Восточной Европы, которые вступили в ЕС год назад. Они, конечно, развиваются активнее "старожилов", но удельный вес их экономик в расширенном Евросоюзе невелик: всего 5%, так что погоды они не делают.
А ведь еще пять лет назад, полные оптимизма на фоне введения единой валюты, страны ЕС приняли Лиссабонскую стратегию – документ, ставящий амбициозную цель превратить Европу за десять лет в самый динамично развивающийся и конкурентоспособный регион мира. Легко сказать! На очередном своем саммите в марте этого года страны-члены ЕС признали, что оная стратегия потерпела провал. Теперь Европейская комиссия решила переложить тяжкое бремя "планирования успехов" на плечи стран-членов: она поручила им за полгода разработать национальные программы обеспечения экономического роста и занятости. И уже на их основе будет принята общая стратегия развития ЕС на ближайшие три года.
Так что теперь ЕС ищет себе новые допинги для ускорения. Расширяться ему уже тяжеловато: приходится ведь взваливать на себя ответственность за малоразвитых "новичков". А вот зато освоить и привязать к себе обширные рынки стран, лежащих к востоку – это самое то. Возможности – колоссальные (растущие рынки, обилие ресурсов и дешевой рабочей силы), ответственности – никакой. Так что дружба с Россией в формате совместных пространств (особенно экономического) очень даже выгодна Евросоюзу. Особенный интерес восточные партнеры представляют для Германии, экономически депрессивной и поэтому теряющей свой прежде непререкаемый авторитет в ЕС. Для ФРГ Россия с ее энергоресурсами и рынками – прямо-таки исторический шанс, упустить который нельзя.
Но что примечательно: и для России партнерство с ЕС означает сейчас, прежде всего, развитие отношений с отдельными его странами – теми, кто занимает наиболее дружественную позицию (таковы Германия, Франция, Италия, отчасти – Великобритания и Испания). Евросоюз же в целом стал гораздо менее дружелюбен к России после вступления в него таких стран, как Польша, Латвия, Литва, Эстония. В силу давних обид, они вовсю настраивают Брюссель антироссийски, и неизвестно, надолго ли хватит у него прагматизма…
Однако и "сепаратные" отношения со странами-друзьями в ЕС имеют свои пределы: ведь Евросоюз все более централизуется, оформляясь в федерацию (вот уже и Конституция скоро будет принята ). Хочешь – не хочешь, а придется иметь дело с "федеральным центром", то есть, с Брюсселем, с его пресловутой "евробюрократией" и тяжеловесным законодательством ЕС. А это значит, что нужно искать подходы к европейской столице: организовывать там свои группы лоббирования, налаживать "дружбу" между высокими политиками. Придется и попотеть, адаптируя российское законодательство к европейскому. "Евросоюз - организация не столько политическая, сколько юридическая, и игнорировать действующие правовые документы еврочиновники просто не имеют права", - отмечает Федор Лукьянов. Это не значит, что для воплощения "пространств" нам необходимо воспринять весь массив директив Еврокомиссии, включая нормы инсоляции на свинофермах и размеров унитазов на яхтах – нам ведь не вступать в ЕС! Однако рамочные условия хозяйственной деятельности у нас с Европой должны быть общими – без этого невозможно не только общее пространство, но и любое "продвинутое" сотрудничество.