Фото: virlib.eunnet.net |
Между тем, именно в 2005 г. Россия с полным правом в первый раз и по-настоящему празднует юбилей религиозной толерантности: 30-го (17-го по старому стилю) апреля 1905 г. был обнародован Именной Высочайший указ Императора Николая II "Об укреплениях начал веротерпимости". Документ установил много новых положений в отношении прав граждан на свободу совести, или как тогда говорили, вероисповедания.
Еще сто лет назад государство карало за выход из православия с помощью вполне материальных санкций – двойного налогообложения или поражения в правах. Указ отменил эти нормы и позволил людям свободно выбирать себе веру. Ст. 3 Указа разрешила легализоваться всем неправославным, которые, опасаясь гонений, формально были записаны в православие.
Впервые смогли вздохнуть свободно российские протестанты, особенно баптисты. Исключение составили лишь немецкие лютеране, чья Церковь в имперской России имела почти официальный статус наряду с Православной, а российские императоры формально даже являлись главами этой конфессии у себя в стране, и носили титул епископов, о чем сейчас мало кто знает. В отношении мусульман Указ установил, что существовавшие законоположения (в основном они были запретительного характера) могут быть пересмотрены. Буддистов перестали уничижительно именовать "язычниками", и даже русские сектанты – духоборы и молокане – получили возможность для дальнейшей легализации. Важно отметить, что Указ давал начала свободы совести для сложившихся религиозных течений, доказавших свою жизнеспособность и отсутствие "изуверских учений".
Больше всех от введения в действие указа выиграли, без сомнения, российские старообрядцы, которым была посвящена добрая половина Указа. Собственно, с того дня слово "старообрядец" официально заменило собой обличительное "раскольник" в наименовании всех, кто принадлежал к Старой вере. Статистика в Российской Империи в течение всего XIX в. фиксировала крайне незначительное число старообрядцев, но в реальности дела обстояли совсем иначе.
Фото: temples.ru |
Так, 80% промышленности и банковского сектора России было создано и контролировалось старообрядческими купеческими семействами (Морозовы, Рябушинские, Кузнецовы, Хлудовы и прочие). Хлебную торговлю во всемирном масштабе вели старообрядцы Мальцевы из Самарской губернии из города Балаково. Даже шутка такая ходила, что цены на хлеб на Лондонской бирже сперва устанавливаются не где-нибудь, а в Балакове. Впрочем, чтобы перечислить все деловые проекты последователей Старой веры, не хватит никакой статьи. Если свести все факты к единому знаменателю и перевести на современные понятия, то купцы-старообрядцы тогда – это олигархи сегодня, только с более высоким уровнем нравственности. Вспомните-ка первых российских меценатов - это все те же вышеупомянутые фамилии.
Фото: temples.ru |
Общепризнанной заслугой староверов было сохранение в наибольшем объеме того, что мы называем народной русской культурой. Это признавал еще академик Лихачев. Различные ремесла, народный костюм, иконопись, медное литье, традиции книжности – вот неполный список атрибутов культуры, сохраненных в старообрядческой среде.
Обнародование Указа привело к распечатыванию алтарей старообрядческих церквей, которые были запечатаны во время последнего гонения при Александре II (кто не помнит, он вошел в историю как Освободитель). К 1905 г. в Москве, например, насчитывалось только два старообрядческих храма. После 1905 г. строится еще около двадцати во всех частях города, а официальная статистика с удивлением констатирует, что каждый третий в Москве – старообрядец. Старообрядческими были ближние подмосковные села – Нагатино, Нагорное, Сабурово, Домодедово и даже Коломенское.
К сожалению, старообрядческая элита начала добиваться власти политической, в том числе через финансирование левых организаций. Эти силы впоследствии и погубили своих благодетелей, вытеснив или репрессировав. Короткие двенадцать лет, с 1905 по 1917 гг. хотя бы декларативной веротерпимости в России закончились революцией, от которой одинаково пострадали все русские конфессии.