Ходорковского осудят, чтобы помиловать

Читать в полной версии →
То, что дело олигарха сильно повлияло на репутацию российской власти и лично президента, можно сказать уже сейчас, до оглашения приговора. Труднее ответить на вопрос, принесло ли оно Кремлю больше пользы или вреда


Фото AFP



В ближайшие дни в Москве должен завершиться самый громкий политический процесс эпохи Владимира Путина – суд над Михаилом Ходорковским. То, что это дело очень сильно повлияло на репутацию российской власти и лично президента, можно сказать уже сейчас. Труднее ответить на вопрос, принесло ли оно Кремлю больше пользы или вреда.

Кажется, в самой России, несмотря на все усилия защитников Ходорковского, отношение к процессу вполне спокойное. Шумной кампании в защиту "узника совести" не получилось. Даже коллеги опального олигарха по бизнесу считают, что Михаил Ходорковский слишком "зарвался": открыто играл на политическом поле, за что и поплатился. То, что было возможным при Борисе Ельцине, стало невозможным при Владимире Путине. Быть сразу евреем, олигархом и "западником" сейчас в России, мягко говоря, очень не модно, поэтому число защитников Ходорковского можно пересчитать по пальцам: утратившее популярность "Яблоко", несколько маргинальных молодежных движений, несколько московских газет. Разумеется, противники олигарха утверждают, что защитников Ходорковского побуждает к действиям не только обостренное чувство справедливости. Однако этот же упрек можно переадресовать и противникам олигарха.

Как бы то ни было, в российском общественном мнении процесс не особо навредил Владимиру Путину. Наоборот, судя по всему, в понимании значительной части наших граждан он стал свидетельством того, что решительный президент не позволяет олигархам разворовывать Россию. Что же касается финансовых кругов, то и тут Кремль особого ущерба не понесет. Прежде на "ЮКОС" замыкалась почти треть всего российского фондового рынка, однако теперь произошла переоценка его активов, и стоимость тех акций, которые ходят на бирже, на рынок и общие настроения брокеров не влияет. Как заявил "Yтру" генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, "влияние на рынок окажут не они, а политическая составляющая. Фондовый рынок поднимется, как только власть подкинет какую-нибудь позитивную новость. И то, колебание будет столь незначительным, что вряд ли власть будет изобретать что-то специальное".

Бесспорно, обвинительный приговор Ходорковскому будет весьма негативно воспринят на Западе. В самые последние дни многие западные политики высказывали свою озабоченность в связи с этим делом. Во время недавнего визита в Москву госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что Вашингтон внимательно наблюдает за этим делом, а ПАСЕ даже приняло специальную резолюцию о преследованиях руководителей "ЮКОСа", в которой, в частности, утверждается, что в этом деле присутствуют такие элементы, как "ослабление открытого политического оппонента, запугивание иных состоятельных личностей и восстановление контроля над стратегическими экономическими активами".

Однако, как считает Дмитрий Орлов, публичные заявления политиков "не следует путать с реальной дипломатией и реальной инвестиционной активностью. Те, кто занимаются инвестициями, давно знают, и какой приговор предстоит, и каким будет развитие событий. Для них это не станет большой новостью".

Действительно, повредить российским властям, скорее всего, может лишь предельно жесткий приговор, на котором настаивает обвинение – 10 лет. Любые компромиссные варианты пойдут Кремлю на пользу. Сперва "показательная порка" проштрафившегося олигарха, а затем отеческое милосердие президента…

Если Михаил Ходорковский и в самом деле получит 7 лет лишения свободы (а именно такой прогноз сейчас наиболее распространен), то по нынешним российским законам, отбыв треть срока, он сможет подать ходатайство о помиловании. Полтора года Ходорковский уже отсидел. Таким образом, уже скоро он сможет подать просьбу о досрочном освобождении и выйти на волю. Однако в прошении о помиловании ему придется апеллировать к Владимиру Путину, и таким образом, выйдя на свободу, Михаил Ходорковский вряд ли будет представлять какую-либо опасность для Кремля. Альтернативное развитие событий возможно лишь в случае, если к власти в постпутинской России придет не преемник нынешнего президента, а его оппонент. На пока такой прогноз представляется не слишком вероятным.

Юлий ЛЕБЕДЕВ |
Выбор читателей